|
Форум
Форум » Общий форум » Новая статья » О зашоренности попаданцев в прошлое и будущее
Автор |
Тема: О зашоренности попаданцев в прошлое и будущее |
olki |
О зашоренности попаданцев в прошлое и будущее October 18, 2018, 20:37 | Цитата |
|
Для погружения в атмосферу почитайте записки Миклухо-Маклая. Это - записки попаданца в химически чистом виде. Причем итальянский период соответствует 19 веку, Новая Гвинея - древнему миру.
Какие моменты бросаются в глаза.
(1) Кругом эпидемии. Миклухо-Маклай подцепил малярию в благословенной Италии 19 века. Часто встречается "в этих землях бушует лихорадка %название%". Чтобы подцепить малярию не надо путешествовать в прошлое - 2-5% смертей на Земле в XXI веке приходится на малярию. Впрочем, кто этих бедняков считает? Сейчас хоть любой человек может за деньги купить лекарство. Пару веков назад человек мог за деньги привести лучшего священника на предсмертную исповедь. Раз уж о том пошла речь - поспрашивай аборигенов, прежде чем делать что-то умное, что аборигены не делают. Вот, например, купание в озерах в центральном Китае. Местные не купаются потому что "загарелыми бывают только грузчики в порту, а у благородного сословия белая кожа" - это правда. Китайцы в первую очередь боятся загореть. Но если ты искупаешься в озерах центрального Китая, то подцепишь шистосомоз. Впрочем, достаточно просто пройтись босиком по рисовому полю. Сей паразит убивает человека за 10-20 лет. В России вылечить смогут только в институте тропических и трансмиссивных заболеваний им. Е.И. Марциновского. Врачи бобруйской городской больницы просто никогда с этим не встречались. В средневековье это заражение не лечилось вообще.
Миклухо-Маклай болел малярией (со времен Италии), которая его постоянно донимала. Его чернокожий помошник Бой помер от другой заразы.
(2) Отношение белых к чужакам как к скоту. "Белые угнали населения острова на материк на шахты. От скудного питания и непривычных для них болезней все островитяне умерли. Расшифровать таблички с их письменностью теперь не может никто". Или записки британского путешественника того времени. "Я предложил местному за стакан джина, чтобы он занялся сексом со своей женой у меня на глазах. Они начали, я возбудился. Тогда я отодвинул местного и пристроился к его жене. Кончив, я дал местному джин, который он тут же выпил. Его жена резким движением вытряхнула из себя мое семя. Неблагодарная сволочь."
(3) Местные осторожны. Поначалу они прятали женщин и детей от Миклухо-Маклая, когда тот приходил в деревню для обмена. Ему разрешили увидеть всех лишь когда он вылечил своего друга папуаса (спас ему жизнь). Разумная осторожность (см выше).
(4) Местные изобритательны и умны. Миклухо-Маклай установил торговые отношения. Например, они мало ценят яркие куски ткани (бесполезные украшения), но ценят бутылки. Папуасы сначала переживали о разбитой бутылке, но потом научились бриться осколками. Их лодки лучше европейских шлюпок.
(5) Вера папуасов в духов сильно преувеличена.
Посмотрим глазами дикаря на белого человека. Пользователь ударил по зависшему компьютеру. Значит пользователь пытается сломить волю строптивого и преподать тому урок. Значит, белый человек верит в разумность этой железяки. А вот слесарь. Он материт приржавевшую гайку. А этот водитель переключил все внимание на черную кошку. Значит, он считает черную кошку созданием более опасным, чем вон тот грузовик на встречной полосе.
(6) Табу белого человека.
Миклухо-Маклай написал статью про опыт употребления морфина в китайской опиумной курильне. Но умер он не от передоза (как положено в городских легендах), а от малярии.
Вообще, в попаданцах и фентези больше всего раздражает зашоренность.
"Я - попаденец. Я встретил барона, пожал ему руку, выпил с ним вина. Я убил 100500 воинов врага, закурил. По магическому телефону доложил о результатах боя. Засиял артифакт - значит король оплатил мою работу, переведя деньги на банковский счет - я выпил водки. Меня подобрал не орел (ака самолет), а гигантские стрекозы (вертолет) - я летел и курил. Мы отмечали победу: три дня пили-курили. Наказал гадов - за поход в бордель и за употребление мухоморов. В меня влюбилась юная дева 22 лет от роду - переполненный любовью я выпил-закурил."
Автор притащил в средневековье весь хлам XXI века - высокую связанность мира (самолеты, телефоны, банковские переводы);эфебофобию (педоистерию); табу на свежезапрещенные вещества; бесприрывное обдалбывание веществами разрешенными. Обряды и правила. Итак разберем штампы.
Связанность мира.
Мы живем в аномально связанном мире. Скорость связи сопоставима со скоростью света и лаг до любой точки мира сейчас меньше секунды. Мы можем не отрываясь от дивана сыграть блиц с любым человеком. Время доставки материальных ценностей (баллистическими ракетами) меньше часа в любою точку мира. Не, я понимаю, привыкли. И авторы фентези помещают геров в такой же связанный мир. Банковские переводы на край ойкумены, пересечение карты за день. Нуль транспортировкой за час на край галактики. На драконе из столицы на границу за день. Но такого раньше не было. Так не будет в будущем.
Но всего век назад можно было воспользоваться телеграфом или телефоном для шахматного матча Европа-США. Это требовало напряжения сил и шахматист из Васюков не мог сыграть из дома с шахматистом из Москвы. Два века назад требовались недели, чтобы доставить сообщение через атлантику.
Через век мир утеряет нынешнюю связанность. Задержка сигнала от Земли до Марса составляет десятки минут. Десятки минут, Карл! Никаких шахматных блицев, никаких "го в танчики, мой марсианский друг". Доставка материальных ценностей потребует год времени. Путешествие на Марс будет восприниматься как путешествие Марко Поло в Китай.
Кстати, именно тогда появится возможность применять ядерные ракеты. Это сейчас ядерная война представляет собой дуэль на огнеметах в лифте. Ядерный удар по Марсу будет восприниматься спокойнее. Во-первых, их ядерная зима нас не касается. Во-вторых, их ответка будет лететь немколько месяцев - уж как как-нибудь защитимся.
Эфобофобия.
22 года - это чтобы современное законодательство любой страны уже разрешало заниматься сексом. Но пару веков назад секс был с 14 лет, а первенца рожали в 15-16. Пик женской смертности - 16-19 лет: роды небезопасны, только не надо гнать про "организм не готов" - умирали от заражения, потому что повитухи не мыли руки. Отбор наложниц для китайского императора, Ромео и Джульетта - все это 14-15 лет. Византийский император Василий женился в девять лет. На то были и государственные причины. А пророк Мухаммед, да святится имя его, взял в жены девятилетнюю Айшу по любви. Посватался, когда ей было 6 лет, потому что Айша умела глубоко проникать в суть Корана.
К возрасту создания семьи слуга должен быть вышколен и работать на низшей должности. Раньше муштра заканчивалась рано и в 12 лет любой подросток уже выполнял черновую работу. В 20 веке ввели обязательное школьное образование, потом универ добавили. Теперь гражданин начинает выполнять самую грязную и низкооплачиваемую работу в 20 (после армии) - 25 (после университета) лет. В добавок еще запретили привлекать детей в армию. Это правильно. Собрать армию подростков голодранцам проще, чем Империи, в которой сильны настроения "онижедети". А поскольку правила войны пишут Империи - вот и нельзя детей набирать. Разрешать размножаться ДО набора в армию смерти подобно. Юноша, не познавший любви, верит, что армия сделает его Настоящим Мужчиной. А юноша, познавший любовь понимает, что армия и война превращает мальчика в калеку или в труп. А мальчика в мужчину превращает секс. Да и любимая скажет "тебе что дороже - бьющий тебя прапор, или я?". Поэтому закон заставляет сначала отучиться и попасть в воинскую часть, а уж потом думать о сексе.
Но ведь это опять примета времени. Если там женились в 14 лет. Что с полюбившей тебя девой не так, коли она оставалась незамужней на 50% дольше, чем ее подруги? В пересчете на наше время герой влюбляется в юную деву 40 лет от роду. Так тоже можно - президент Франции отвечает. Я не против, но ты, автор, должен как-то объяснить эту задержку. Придумай какую-нибудь жалостливую историю. Или чисто из страха клеймления делаешь - чтобы рейтинга 21+ не влепили?
Вещества легальные и не очень
Герои фентези бухают. Они делают это настойчивостью и постоянством, которые достойны лучшего применения. Если же в каком произведении герои не пьют, то автор вынужден опускаться до извинений вроде "магия опасно и пьяный маг - это плохо - поэтому мы не пьем". Но более хараткерен пример, гг в "Принцах Амбера" Роберта Желязны. Он пьет на каждой странице и ежедневно. Кроме вынужденной трезвости в заточении. И то, верный слуга подвозит курева и выпивки - к сожалению, нерегулярно. Но ни дай бог, кто-нибудь применит вещество, внесенное в реестр запрещенных. То есть, можно применять какой-нибудь зарин под видом "мощное заклинание, обращающее врагов в каменные глыбы". Но если кто применит эйфорант и незаконно приобретет эйфорию - то это падение под моральный горизонт.
Не пойму, чем алкоголь (+10 к циррозу печени, +2 к "пивному сердцу", +5 к болезням почек, +20 к травматизму) и табак (+10 к раку легких,...) лучше мухоморов? Эти галлюциногены хоть привыкания не вызывают. А с викингами что будешь делать? Переведешь на подберезовики?
Радует скурпулезность, с которой авторы описывают бухло. Иной раз у собеседника меньше характера, чем у бухла, которое они потребляют. А эта трогательная забота об измерении крепости вин - что бы ни дай бог не выпить меньше. Ребята, есть пиво (5%), вино (10%-15%), продукты перегонки (40%-95%). Если однажды герой ошибется с градусом и не напьется до похмелья, то мы простим ему эту халатность.
Интересно другое. Спиртное настаивали на самых разных ингридиентах, например, мухоморах. У местных-то за века употребления выработался имуннитет. А гг вполне может стать начинкой для могилы. И тем не менее, гг смело накатывает не позднее третьей главы. То есть, как можно скорее, не считая неизбежных потерь на жизнь до перемещения (первая глава) и очухивание/поиск людей (вторая глава).
Наши привычки и жесты в том мире
Помни: если местные чего-то НЕ делают, то расспроси их об этом! В Китае за ношение желтой одежды ампутировали голову. За "это - мой дом" (我的地方) тоже. Правильно говорить "дом, в котором я живу" (我<b>住</b>的地方). Ведь вся земля принадлежит императору, так что этот дом - дом императора, а ты-так проживаешь тут временно. Золотые одежды, особенно если с драконом - это одежда императора. Историографы традиционно указывают день, в который повстанец осмелился одеть золотую одежду и стал полноценным претендентом на империю.
Заключение
ГГ в попаденческих книгах - это офисный планктон, продолжающий жить как мелкий клерк. Только вместо рисования сайтов он теперь машет мечом. А крутизна измеряется тем, что он может пить не только в пятницу, а в любой день недели.
P.S.
СССР погиб потому что братья Стругацкие не смогли предложить качественный проект будущего. Их утопический "Полдень" - это бессмысленное геройство (30 км пешком, без оружия по пустыне с хищникам), дефицит (нет рации, оружия, даже учебника по физике в библиотеке нет... гребаный стыд), хамство (инструкторы хамят малькам, мальки подлизываются). Мы этот утопический полдень построили в 1980х. А потом снесли этот отстой.
Авторы, пожалуйста, создавайте качественные миры. А не "парень как я, только меч и щит вместо компьютера". Нам ведь по вашим романам мир строить. И не пишите антиутопии - сволочные политики отлично воплощают ад. Например, все пункты программы "1984" уже выполнены.
|
|
Akray |
Ответ на: О зашоренности попаданцев в прошлое и будущее November 6, 2018, 10:29 | Цитата |
|
Цитата olki October 18, 2018, 20:37
(1) Кругом эпидемии
Верно. Во многих книгах, описывающих Средневековье (от хроник до воспоминаний Садриддина Айни о Бухаре конца XIX - начала ХХ века) это идёт фоном. Для Италии тоже - везде упоминаются болотистые низины как источник лихорадки, поэтому зачастую они были весьма слабо заселены, селиться предпочитали на возвышенных местах. Осушение болот в Италии было завершено только в ХХ веке.
А в том же XIX веке на благословенном черноморском побережье Кавказа, в районе Геленджика - Туапсе вымирали от лихорадки целые гарнизоны созданных там фортов.
Удивительно, но в сериале The Taiping Heavenly Kingdom (太平天國 , 2000 г.) в озёрах Центрального Китая купаются не единожды, хотя большей частью вынужденно. Очевидно, возможность подцепить паразита не всегда реализовывалась на практике. Нездоровые условия подчёркнуты тем, что в начале сериала южнокитайские крестьяне изображены больными доходягами (там ещё голод был). В войсках тайпинов людей средних лет почти не видно, зато много подростков. Один из тайпинских полководцев, Чэнь Юйчэн при первом появлении в сериале ведёт себя соответственно - в реале он вступил в армию тайпинов в 14 лет, в 18 лет уже командовал бригадой.
(2) Отношение белых к чужакам как к скоту.
Это характерно для отношения колонизаторов к местному населению. Хотя к началу ХХ века сложилось устойчивое мнение, что "англичанин — джентльмен, пока он в Англии, и первейший хам, когда он в чужой стране", Д. Ливингстон в Африке, или Р.Л. Стивенсон, совершивший путешествие по Южным морям, так не поступали.
В то же время, например, в традиционном Китае обычное отношение к белому человеку приблизительно такое - "в нашу деревню приехал бесплатный клоун". Ходили толпами и наблюдали часами и даже сутками, хотя довольно корректно, но очень назойливо. Если он делает что-то по-своему - смех и комментарии типа "смотрите, какой номер он выкинул". Если он делает что-то так же, как местные - "смотрите, как он подражает китайцам". Теперь в больших городах это изменилось, но в небольших городах, говорят, ещё встречается. В XIX в. это испытали на себе все путешественники.
(3) Местные осторожны.
Женщин и детей от чужаков прячут во многих традиционных культурах. Бывает и иначе - в основном там, где женщины ведут свободную добрачную жизнь, это пережиток матриархата. См. Г.Е. Грумм-Гржимайло ("Западная Монголия и Урянхайский край", т. III, ч. 1) - "не осуждается у сойотов и внебрачная связь девушек с инородцами", в т.ч. с русскими. Или Бенгт Даниэльссон - "На "Баунти" в Южные моря" (реклама шоколада "Баунти" - от названия корабля и приключений его моряков на острове Таити).
Вообще же, чем больше попаданцев, тем осторожнее будут местные.
(4) Местные изобретательны и умны.
Правильно. Свой мир они знают лучше попаданца. И пытаются приспособить к нему попаданца и привезённые им артефакты.
(5) Вера папуасов в духов сильно преувеличена.
Первобытные люди обожествляют природные явления, но не общественные отношения. Не знают и веры в "судьбу".
(6) Табу белого человека.
В то же самое время (конец XIX века) опиум курил Шерлок Холмс. От передоза не умер, правда, потом бросил (в одном из рассказов о Шерлоке Холмсе есть также изображение законченного наркомана и притона-опиекурильни).
Автор притащил в средневековье весь хлам XXI века
Хлам XXI века обильно притащил в Средневековье Анджей Сапковский в саге о Геральте - чтобы романтизировать мелкого предпринимателя, действие происходит в Средневековье с элементами фэнтези, но так, чтобы он оставался современным мелким предпринимателем, хотя и не попаданец. Поскольку в своё время Сапковского за это не отругали, у него нашлось множество подражателей.
К числу этого хлама относится и перенос на Средневековье человеческих отношений более позднего времени. О том, как не надо рассказывать средневековые истории, есть хороший рассказ Г.К. Честертона об отце Брауне: "Проклятие золотого креста" - http://www.chesterton.ru/stories/0021.html
Эфебофобия в современной литературе является частью её конформизма, поскольку возраст взросления в современном мире искусственно завышен. Аркадий Гайдар командовал полком в 16 лет, первого ребёнка сделал тоже в 16 лет. Дмитрий Писарев в три года знал азбуку, в 4 года - читал по русски и по-французски, к 10 годам выучил немецкий язык и читал по-немецки "Историю тридцатилетней войны" Ф. Шиллера, в 16 лет поступил в университет; закончил университет в 21 год, но работать рецензентом и критиком в журнале начал уже с 18 лет.
Но тогда уж, действительно, не стоит напирать на алкоголь. Алкоголь для 16-18-летних читателей намного вреднее, чем ускоренное образование или деторождение. Увы, в XXI веке потребление алкоголя превратилось в конформизм.
В более ранние времена оно было нонконформизмом - например, в китайских "Речных заводях", написанных в XIV веке, водку пьют невероятно много, а некоторые герои все свои наиболее героические поступки (к примеру, убить тигра голыми руками) совершают, не иначе, как крепко выпив. Это произведение близко к "Легенде об Уленшпигеле" Шарля де Костера, где, в противовес морали XIX века, ГГ тоже много пьёт и даже ходит по публичным женщинам (теперь это тоже конформизм), но это не мешает ему сражаться за освобождение Родины.
С другой стороны, в том же XIX веке в Китае, также из принципа нонконформизма, тайпины под страхом смертной казни запретили не только потребление опиума и алкоголя, но и курение табака, проституцию, внебрачный секс и азартные игры. Тем не менее, в китайском сериале 2000 года тайпины употребляют алкоголь и пытаются даже доказать, что именно китайцы изобрели "русскую рулетку". Однако поскольку китайский конформизм основан на традиции (в отличие от западного, основанного на законопослушании), в этом сериале от женщин предварительного согласия не требуется, в т. ч. для положительных героев - девушка может махать мечом сколько угодно, но всё равно выйдет замуж за того, кого укажет старший брат, хотя и с неудовольствием. Иная система приоритетов и ценностей: при столкновении любви и долга там всегда побеждает долг, но зато при столкновении любви и карьеры всегда побеждает любовь.
ГГ в попаденческих книгах - это офисный планктон, продолжающий жить как мелкий клерк. Только вместо рисования сайтов он теперь машет мечом. А крутизна измеряется тем, что он может пить не только в пятницу, а в любой день недели.
Это вполне справедливо для большинства книг о попаданцев.
Попаданцу в новом мире, безусловно, не удастся сохранить прежние привычки и правила. С изменением условий изменится и сам человек (его деятельность может изменять окружающие условия, но действовать он сможет, лишь познав эти условия).
Казалось бы, если многим авторам так важно сохранить привычки современного человека, незачем и отправлять его в другие условия. Но в большинстве случаев авторы просто плохо представляют себе эти другие условия, а потому не в состоянии описать, как под их влиянием изменится попаданец. В лучших книгах о попаданцах с этим всё в порядке.
СССР погиб потому что братья Стругацкие не смогли предложить качественный проект будущего. Их утопический "Полдень" - это бессмысленное геройство (30 км пешком, без оружия по пустыне с хищникам), дефицит (нет рации, оружия, даже учебника по физике в библиотеке нет... гребаный стыд), хамство (инструкторы хамят малькам, мальки подлизываются). Мы этот утопический полдень построили в 1980х. А потом снесли этот отстой.
Первая глава сборника "Полдень, XXII век", из которой взяты все перечисленные примеры, ещё не относится к Миру Полудня.
Это мир "Страны багровых туч", "Пути на Амальтею" и "Стажёров" (где, по Стругацким, действие происходит в ХХI веке). Героизм там необходим - 30 км пешком без оружия по пустыне с хищниками идут врачи после аварии транспорта, чтобы спасти жизнь ребёнку, к которому они вызваны. Это не ситуация 80-х годов. Дефицит там не тот, который был в 80-х годах, и который вызывался искусственно.
В этих книгах изображены трудности роста, нехватка в связи с ускоренным развитием, когда многого нет, но многое потом появилось именно в результате развития. Поэтому первая глава и называется "Почти такие же".
Собственно Мир Полудня начинается со второй главы. В Мире Полудня также происходит действие "Жука в муравейнике", "Малыша" и некоторых других произведений Стругацких.
|
|
Mingle Forum by cartpauj
Версия: 1.0.34
;
Страница загружена за 0.158 секунд.
|
|
Свежие комментарии