Попытки ввести газовое освещение начинаются с 1798 года, когда Вильям Мердок установил в своем доме систему освещения на газе, получаемым от сухой перегонки угля. Газовое освещение прижилось.
Но попаданцу, как всегда, интересует не столько бытовое применение газа, сколько применение на производстве.
Горелки Бунзена и Текли — именно такое вот производственное применение горючего газа…
В реальности бунзеновская горелка появилась в 1855 году — и только как инструмент для студентов. Но ее заметили, и до сих пор эта горелка — популярная вещь в любой лаборатории.
Принцип действия прост. Горючий газ под давлением выходит из сопла, создавая разрежении и затягивает воздух, необходимый для горения. Проходя по трубке газ и воздух смешиваются, создавая однородную смесь. Поэтому длина трубки важна, как и ее диаметр.
В горелке бунзена в трубке есть два отверстия одно напротив другого — для засасывания воздуха. Эти отверстия могут прикрываться муфтой, что регулирует поток воздуха.
Горелка Текли более совершенная (и на полвека более позднее изобретение). В ней поток воздуха регулируется диском, который можно поднимать и опускать под конусной трубкой — вплоть до полного перекрытия. Также в горелке Текли есть винт, регулирующий поток горючего газа.
Горелка Текли дает температуру выше, чем Бунзена, но до сих пор в продаже в любом магазине лабораторного оборудования красуется «бунзеновская горелка».
Зачем же они вообще нужны?
Такие горелки дают очень интересный вид пламени. В нем есть температурные зоны от 300 до полторы тысячи градусов. Эти горелки могут гореть как коптящим слабым красным пламенем, так и высокотемпературным голубым. Кроме того — горелки очень практичны, они сами мало нагреваются и используют даже стеклянные бунзеновские горелки!
Однако, есть и недостатки. При избытке воздуха возможен «проскок» пламени — когда пламя проскакивает внутрь и начинает гореть внутри трубки. В таком случае горелку нужно мгновенно погасить и зажечь снова.
Поэтому был изобретен третий вид горелок — горелка Мекера (1909 год). У нее верхняя часть закрыта решеткой, в результате пламя не имеет вид конуса и, соответственно, не имеет таких температурных зон, ее пламя почти однородно по температуре (причем внизу горячее). Но зато — температура эта процентов на 15 выше, чем у Бунзена и Текли. На ней можно достичь 1775 градусов, то есть платина плавится.
Если вы попали в современную лабораторию и видите горелку, вы можете легко отличить их на вид:
Горелка Бунзена имеет ровную трубку по всей длине.
Горелка Текли имеет внизу конус, сужающийся выше.
Горелка Мекера имеет трубку, расширяющуюся кверху.
Соответственно, область применения горелок широка как мало у какого инструмента.
Ее используют:
— Пайка низкотемпературными припоями. Если посмотреть американские фильмы, там миниатюрные портативные горелки используют как паяльники. С точки зрения техники безопасности, это, возможно, даже предпочтительнее в некоторых влажных местах — нет опасности удара электрического тока
— Стеклодувное дело. К сожалению, только для мелких вещей, крупные стеклянные штуки выдувают на специальных горелках, имеющих дополнительные кольца для увеличения объема пламени.
— Плавка и спаивание мелких металлических деталей. Существуют очень миниатюрные горелки, позволяющие расплавить тонкие детали, сделанные из достаточно тугоплавких металлов.
— Стерилизация медицинских инструментов. В полевых условиях портативная горелка может оказаться крайне полезной.
— Использование в химических опытах, когда горелки разогревают небольшие колбы.
Поэтому такие горелки можно увидеть и в химической, и в биологической лаборатории, а иногда даже в радиотехнической.
Собственно, остается один вопрос — а какой газ сжигать в таких горелках?
На самом деле — фактически любой.
Сейчас это либо природный газ (метан), либо сжиженный газ (пропан-бутан), но еще после войны можно было встретить специальные «карбюраторы» для бунзеновских горелок, подающие в них пары бензина. А ведь есть еще и светильный газ (получаемый из угля) и ацетилен, который при подаче кислорода может давать особенно горячее пламя…
В общем — для попаданца в соответствующее время бунзеновская горелка — это «маст хэв» без вариантов.
Горелку можно ещё использовать как детектор в радиоприёмнике:
http://the-mostly.ru/misc/flame_detector.html
Так что совместно с искровым КВ передатчиком вполне можно будет организовать ближнюю радиосвязь.
Там горелки не надо, достаточно свечи. У горелки слишком высокая температура и большой расход газа.
Не только в приёмнике, — пламя это ионно-плазменный поток способный к усилению! Таким способом, гаретка возможна как усилительный, или генерирующий компонент радиостанции.
Наверно, не Бунзера горелка-то, а Бунзена. 🙂
Спасибо! Опечатка оказалась на самом видном месте. 😀