Если попаданец оказался в поселке гончаров (ну, или на улице гончаров, все зависит от эпохи), то можно получить неплохую прибыль, сделав черную керамику. Тут минимум технологических введений, а эффект очень заметен.
Это — так называемая «чернодымная», «чернолощенная», «закуренная», «седая» керамика.
В нашем мире ее начали производить очень давно — за тысячи лет до Рождества Христова. Ее многие сотни лет хорошо знали на территории Росии, в Литве, на Ближнем Востоке, в Китае и даже в Южной Америке. Однако, именно в Европе ее обнаружено очень мало. То есть Этруски ее очень много использовали, а вот уже в Древнем Риме — как отрезало.
Сейчас ближайшее производство — в селе Гаваретчина Львовской области на Украине, дальше за ней ехать нужно куда-нибуюдь в La Chamba, в Колумбию.
Возможно, нововведение не пойдет, а возможно — это будет главное, на чем станет зарабатывать попаданец…
Это — керамика из Гаваретчины.
Секрет тут один и простой — керамика обжигается при высокой температуре и без доступа воздуха.
То есть глина должна должна обжигаться на дровяном топливе, которое дает много дыма (в Азербайджане добавляли даже нефть).
В процессе обжига температура поднимается до 1000oC, потом печь засыпают землей, чтобы воздух не проник внутрь и образовалось задымление. Так выдерживают 12 часов и поверхность становится матово-черной.
У лощеной керамики немного другая технология. После высыхания и перед установкой в печь, поверхность керамики выглаживают речной галькой, после обжига этим места приобретают специфический «графитовый блеск» (слева — керамика из Колумбии).
Особенно красиво выглядит совмещение полированных и оставшихся необработанными мест. Тут уже художественному вкусу есть где разгуляться.
Вообще глина меняет цвет от температуры обжига. Чем выше температура — тем темнее цвет обожженной глины.
Однако, такого равномерного черного цвета нельзя добиться только температурой. Тут без дополнительной химии не обойтись. В данном случае для химической добавки подойдет овечий навоз, дающий отличный дым.
Как видно — секретов немного. Тут важно хорошо понимать чего добиваться — и разрабатывать модели посуды еще до постановки в печь.
Ух ты! Отличный совет! Это не радиолампы для короля Артура 🙂
На самом деле это только половина совета..
Насколько я понимаю, для равномерного насыщенного цвета там еще и глина должны быть хорошо отмученная и совершенно определенной пористости — не больше и не меньше.
Поскольку частицы сажи растут из газовой фазы, то поры должны по размеру и глубине быть достаточными, чтобы газы разлагались именно внутри пор, а не снаружи стенки, где они легко сгорают или удаляются при следующих стадиях производства(глазировка и т.д.)
Ну, вы вообще-то описали требования для любой хорошей керамики.
А коптить плохую — смысла нет.
Вообще-то я имел ввиду, что размер пор должен быть определенный. Значит, и размер частиц глины должен быть определенный.
Этому соответствуют только определенные сорта глин, обработанные только определенным способом.
Возьмешь другую глину или по-другому сделаешь отмучивание и смешивание — ничего с чернением не выйдет, или цвет не такой получится.
Почитал я про говорецкую керамику — действительно не все так просто там:
«Глина, которой пользуются гончары должна обладать определенным свойством, быть пластичной, стойкой к высоким температурам и пригодной для лощения. Добывается вручную с больших глубин. Залегает в основном линзами, что затрудняет ее поиск. Часто гончарную массу готовят из нескольких сортов глин, чтобы подобрать ее нужный состав.»
В общем, даже тут свои тонкости присутствуют, которые просто так с нуля не воспроизвести.
Или вот еще:
Гаварецкую керамику изготовляют из двух видов глины – «жирной» (она очень пластичная) и «постной» (ее еще называют «илом», и она крайне непластичная). За постной далеко ехать не надо, а вот когда нужна жирная, гончары запрягают лошадей – придется проехать несколько десятков километров.
«Жирную я беру за 20 километров отсюда, а постную – прямо здесь, за 200 метров от дома», – рассказывает Бакусевич. Потом глину нужно очистить от корешков и камней. Затем эту жирную и постную глину смешивают в четких пропорциях и вымешивают до однородной массы. А уж потом она попадает на гончарный круг – в руки мастера.
20 километров! Вот это нифига себе приключения, чтобы глины нарыть!
Да еще потом с пропорцией угадать надо.
Это все касается любой качественной керамики.
Статью просто про керамику я не писал — об этих жирных и постных глинах и остальном (придание формы, ангоб, глазурь, обжиг и т.д.).
Например, вместо «постной глины» часто использовали размолотый в пыль песок, а не ездили за километры как на Гаваретчине.
Производство керамики с древних времен было везде на планете без исключения и я сомневаюсь что попаданец сам будет этим заниматься, разве что совсем в каменный век попадет. Там просто для очень многих вещей нужен опыт — например, пропорции смешивания жирной и постной глины чувствуются по консистенции руками (при попытке лепить на гончарном круге). Никаких пропорций поэтому не использовалось, просто ненужно было.
Эта статья — только чем отличается черная керамика от обычной красной.
P.S. Не знаю — стоит ли писать статью про керамику вообще?
Черный цвет можно гораздо проще получить — обмакнуть горшок перед обжигом в мучной клейстер, например 🙂
Вот в том-то и весь вопрос, что это будет за керамика, что за цвет, в оттенке и блеске.
Нет, насколько я понимаю, тут в другом фишка — во-первых, чтобы цвет был металлически блестящий, насыщенный — как графит. Уникальный, короче.
И вторая фишка — плотность изделия. Оно должно получиться очень плотным, звенеть и быть полностью водонепроницаемым, и это безо всякой глазури.
Именно этим гаварецкая керамика и отличается, в этом и уникальность, то бишь то, что позволяет её так дорого продавать и перепродавать.
Примерно то же самое было у древнегреческой керамики — ее потому везде и покупали, что она была уникальная по своим свойствам. У скифов и своей керамики полно было, а вот в качестве парадной держали греческую.
А эта уникальность, кроме всего прочего, достигается местным сортом сырья и секретами очистки, которые просто так невоспроизводимы!
Да, опытный мастер чувствует тактильно правильный состав глины, но попаданцу перед тем как его запомнить, нужно сначала его подобрать!
А насчет керамики вообще… наверное лучше стоит написать о том, что сделало возможным не кустарное, а современное конвейерное производство ИДЕНТИЧНЫХ изделий — о шликерном литье.
Вот это уже совершенно в духе попаданца — квалифицированный мастер делает только оригинальное изделие-шаблон, с него снимается форма и дальше великолепные совершенно одинаковые изделия штампуются рабочими весьма невысокой квалификации.
Черный цвет, вообще-то получится при более высоких температурах сам. Ну и глины разные бывают — есть что черные после обжига (вспоминаем древнегреческие вазы краснофигурные-чернофигурные). Ну и амфоры греческие, где ободок был черный — они их в навоз ставили остывать, те части что в дерьме — красиво чернели.
Но тут действительно — цвет такой «графитовый», а не просто черный.
И действительно плотность хорошая.
А вот секретов тут мало совсем — иначе не повторяли бы это на всех континентах. Тут секретов не больше, чем в обычной керамике.
Но вот продавать просто такую задымленную керамику… Я сразу скажу — не знаю, будет ли спрос. Возможно предрассудки какие в Европе?
Про шликер еще статья будет. Но только после гипса.
Кстати, раз мы насобачились добывать вакуум, почему бы не металлизировать вакуумным напылением детали? Получаются неплохие зеркала…
А еще, кто сказал, что мы попадем в древность? Подумайте вот над чем — как свой жепп сохранить нетронутым после попадания да хотя б на 20-30 лет назад. Денег и документов нет, а то, что есть, вызовет мощные подозрения, если кто увидит. Куча девайсов разной степени охренительности и ОЧЕНЬ странная одежда. Пытаться избавиться от странностей и уйти в нелегал или же объявиться властям и сказать «здрасте из 21 века»?
Зеркала можно делать много более простым способом. И еще неизвестно, где качество будет выше. По крайней мере в вакууме большие зеркала не сделать.
А про 20 лет — нифига не будет, все прокатит.
А вот лет 60 — да, полный песец.
в пределах 10 лет- почти не имеет смысла, если вы не биржевой аналитик 😉 Самораскрытие бесполезно, все артефакты будут приняты за вброс, поскольку все что мы используем 10 лет назад было лабораторными образцами. Прогрессорство тоже почти невозможно, разве что вы точно знаете суть свежего некого изобретения, можно перехватить патент 🙂
10-20- толку мало но можно попробовать повлиять на события. Прогрессорство возможно только для узкого специалиста, повлиять на историю можно, но только террором ИМХО.
20-150- бегом в КГБ/НКВД/Царскую охранку, артефакты на стол — прогрессорство полный вперед!
Занесло дальше 19 века — вскрытие себя как пришельца из будущего — опасно, хотя в исключительных случаях возможно. Прогрессорство возможно на все 100% Маскироваться под иностранца…
Ну вот представь, что ты остался без документов (еще не выданы, инфе образцы), денег (аналогично), жилья (можешь встретиться сам с собой и поделить на нуль). Если на машине — она не твоя, т.к. доки не действительны. Т.е. никаких ОСОБЕННЫХ чудес, но жопа неслабая. А за разрешенный резинострел дают срок, если ты со стволом попал. Работать не пойдешь официально. Нелегал, короче. А нелегалом могут заинтересоваться… Так вот и вопрос — раскрыть карты или таки пытаться закосить под местного. В отличие от средневековья, где ты чужак (второй вариант не рассматривается) и твоему объяснению, что пришел из дальних стран, во-он за теми горами, теоретически могут поверить, тут возникнут вопросы кто ты и откуда, какого хрена здесь делаешь и т.п.
Ладно если еще на шпионофобское время не попадешь.
Зачем это вообще надо?
Ваш вопрос перефразируется в — «зачем вообще существует дизайн и искусство в целом?»
Ответ на это: незачем, это побочный эффект действия человеческого мозга как целеуказателя.
И где в сплошном чернении искусство? Натюрморт «чёрный писксел» — не картина.
То есть пиксел. Очепятка.