Попаданцу в любом случае придется строить. Или проводить разведку на местности.
Однако, из всех геодезических инструментов в те времена были доступны только веревка и землемерный циркуль.
Возможно, есть что-нибудь простое, которое могло бы изменить ситуацию?
Есть. Называется ме́нзула. Дешево и сердито…
Собственно, мензула — это простейший и древнейший из геодезических инструментов. Само слово имеет латинское происхождение mensula — «столик». Столиком он и является. Но помощь от него будет заметная, хоть мы и рассмотрим самый примитивный из них, изобретенный в 1610 году баварским математиком и астрономом Иоанном Преторием.
Здесь мы видим современную мензулу (она с успехом используется до сих пор!).
1 — сама доска, на нее как на планшет натягивается чертежная бумага (то есть во влажном виде, чтобы при высыхании ровно натянуться), размер доски обычно от 30 до 60 см (требуется бумага).
2 — центрировочная вилка, к ней снизу подвешен отвес 5, вилка своим концом указывает точно в ту точку, откуда снизу висит отвес, и относительно которой мы будем строить чертеж.
Такая конструкция применяется для того, чтобы с высокой точностью определить место установки мензулы.
3 — подставка, она должна быть вращающейся, чтобы выставить доску точно по сторонам света, требуется компас.
4 — штатив для установки
5 — отвес
6 — становой винт
7 — подъемные винты, ими устанавливается точное горизонтальное положение доски, для этого требуется пузырьковый уровень
Конкретных конструкций такой девайсины существует множество и попаданец легко сможет создать свой вариант из местных материалов.
Главное, чтобы планшет можно было после установки настроить по сторонам света и по уровню.
Итак, мы сделали эту штуку. И что на ней можно делать?
Сначала в месте доски, куда указывает центрировочная вилка, ставим точку — это мы. С нее внизу свисает отвес — это мы в реальной местности, туда желательно забить колышек.
Потом намечаем на местности ориентиры и проводим через эту точку в их стороны линии.
Измеряем расстояние до ориентиров землемерным циркулем и откладываем его в масштабе линейкой, делая засечки. Мы имеем план местности.
Качественный план получается, если мы несколько раз переносим мензулу и откладываем пересекающиеся линии на одни и те же ориентиры.
Несмотря на примитивность метода, результат получается очень неплохой.
По крайней мере много лучший, чем пытаться вычертить просто изображение в масштабе «на глаз», как это делали тысячи лет.
Мензула позволяет сделать план прямо в поле и при этом — без вычисления углов!
Теперь, если нам надо узнать расстояние между какими-либо точками, мы по карте может просто измерить линейкой — и получим в соответствующем масшатабе.
Конечно, недостатков у нее много.
Мензула не учитывает неровности местности. То есть их можно учесть, но это уже заметно сложнее.
Мензула требует точности и еще раз точности. Для откладывания линий нужно точное направление, для этого хорошо бы сделать алидаду. Кроме того, алидада позволяет хоть как-то отсчитывать вертикальные углы и поэтому получить приблизительный перепад высот. Вот на картинке снизу современная военная алидада, которая используется военными топографистами. Она складывающаяся, имеет обязательный уровень и позволяет примерно определить вертикальные углы:
Сейчас, конечно, существуют много более совершенные приборы, чем алидада — например, кипрегель, имеющий то же применение. Но алидады до сих пор выпускаются и ими пользуются — и я имею в виду не навороченные оптические алидады, а именно такие простейшие, рамочно-проволочные.
Несмотря на свою примитивность, мензула сдалала очень заметный шаг в построении плана местности.
Это был уважаемый инструмент, который делали из ценных пород дерева и передавали в наследство из поколения в поколение. Для планшета специально изготавливали бумагу лучшего качества и для смачивания такой бумаги в комплекте держали греческую губку. Работа с мензулой — это было священнодействие!
Нам сейчас непонятно, почему такая простая вещь ожидала внедрения вплоть до 17 века.
Конечно, при постройке крошечной средневековой крепости на вершине скалы мензула не пригодится.
Но как Древний Рим с его объемами строительства обходился без такого прибора?
У меня есть кое-какие предположения. Дело в том, что мензула дает излишнюю точность. Можно легко определить, сколько камня пойдет на стену или дорогу, или, что еще более страшно — можно определить сколько камня уже пошло. Что будет наверняка не выгодно заказчикам, берущим от государства строительные подряды (кстати, а были ли в истории случаи, когда строители укладывались в смету?). И, понятно, что такую вещь как «откат» придумали не при современной бюрократии, а на много, много столетий раньше. Поэтому следует помнить, что сопротивление внедрению некоторых вещей может быть значительным — и при этом с самой неожиданной стороны.
Все мы представляем, как выглядела средневековая карта.
Несмотря на причины, породившие такую ситуацию, такая картография для попаданца полностью неприемлема.
Настоящий попаданец не станет строить «на глазок», да и поле боя желательно рассчитать заранее.
Мензула это настоящий поворот в картографии, до нее картографии в нашем понимании не было.
>> в комплекте держали греческую губка
губку
>> а были ли в истории случаи, когда строители укладывались в смету
Науке такие случаи неизвестны 🙂
Да ладно, в завышенную смету укладывались миллионы раз 🙂
Можно пофантазировать на утопические темы — к примеру, секир-башка за то, что украл/мздоимствовал, дополняется бонусом за то, что мог украсть, но не украл. Причем бонус существенный, но меньше и предсказуемей потерь от воровства-взяточничества.
Итого выбор между честной бедностью и воровским богатством дополняется промежуточным вариантом.
Практика показывает, что любые премии человек начинает воспринимать как должное, как положенное по закону. И мотивация резко падает.
Ну что поделаешь, наказание человек тоже воспринимает как маловероятное событие — «только не со мной». А потом… Ну потом уже поздно, в качестве предотвращающей преступление меры наказание не отрабатывает до достижения полной неотвратимости.
P.S. Черт подери, сейчас действительно толком не превысишь в городе — камеры… Вот это оно!
А насколько полезным и нужным может быть курвиметр? Создать его можно с момента выпуска масштабированных карт. Для планировки походов, экспедиций будет самое оно.
Курвиметр — штука достаточно сложная, все-таки обороты считает. И необходимость в нем возникнет только тогда, когда карты станут достаточной точности. Собственно, он и возник именно в это время, тут нет смысла опережать историю.