|
Форум
Форум » Общий форум » Новая статья » Вопрос в зал 4
Автор |
Тема: Вопрос в зал 4 |
Akray |
Ответ на: Вопрос в зал 4 July 30, 2019, 10:01 | Цитата |
|
Исходить попаданцам всё равно придётся прежде всего из имеющейся системы и возможностей её развития.
Помещиков в Московском государстве обычно перемещали в другие уезды - чтобы они там были людьми новыми, зависящими от государства, а не от местных условий. В частности, это позволяло нарушить сложившуюся феодальную иерархию - без этого мелкие феодалы обычно подчинялись крупным (как шляхта Речи Посполитой подчинялась магнатам, а не королю). И именно это делало поместную систему эффективной для закрепления контроля над территорией. Однако для этого нужны были новоприсоединённые населённые земли - и те, откуда перемещать дворян, и те, куда их перемещать. И постоянное присоединение всё новых земель - поскольку дворяне размножались, приходилось делить их поместья, если не было возможности обеспечить младших сыновей новыми поместьями. Отсутствие новых завоеваний неизбежно приводило к кризису поместной системы, который в Московском государстве обнаружился уже в 50-е - 60-е годы XVI века и привёл в конце концов к Смутному времени.
Говоря о минусах поместной системы, можно отметить также длительное отсутствие феодала в поместье при длительных войнах Средневековья. Находясь на войне, дворяне не в состоянии плотно контролировать своих крестьян, к чему они стремятся. Отсюда и тенденция дворян к закреплению своей собственности на землю при уменьшении своей военной службы.
Ещё минус: феодальное поместное ополчение было слабо дисциплинированным - они же землевладельцы, представители господствующего класса. Крупный землевладелец мог быть для них авторитетом, но здесь возникала опасность подчинения ему лично, а не государству (чтобы предотвратить её, воеводы Московского государства часто сменялись, то же делали с высшими военными начальниками в Османской империи и в Китае).
Преобразование крестьянского труда в военную силу наиболее эффективно при системе крестьянского ополчения и вооружения народа. К примеру, у кочевников-татар было именно конное ополчение, в которое входил всякий свободный кочевник.
Однако у оседлых народов это либо вырождалось с развитием феодализма в чисто дворянское феодальное ополчение (с понижением боевых качеств и лояльности верховному правителю), либо, если объективные условия настоятельно требовали многих войск, в комбинированную систему.
В Московском государстве XVI - XVII вв. была именно комбинированная система: наряду с поместным ополчением существовало ополчение крестьянское и торгово-ремесленное:
во-первых, часть наиболее мелких дворян, которых в Московском государстве называли "детьми боярскими" - на пограничных окраинах они сами обрабатывали свою землю и даже ещё отрабатывали на государственных землях;
во-вторых, казаки, служилые (составлявшие гарнизоны пограничных городов) и вольные (в основном донские);
в-третьих, пищальники и стрельцы, собираемые лишь в военное время, в мирное же время занимавшиеся в городах ремеслом и торговлей;
в-четвёртых, оборонять города были обязаны все горожане, имевшие для этого оружие, в т. ч. огнестрельное;
в-пятых, крестьяне пограничных уездов, также имевшие оружие, вплоть до огнестрельного;
в-шестых, "посошное войско" (набираемое из крестьян по раскладке на податную единицу - "соху" и используемое в основном для вспомогательной службы).
Три первых категории также обучались владеть оружием смолоду и постоянно использовались для маневренных действий и дальних походов. В XVII веке полки "нового строя" создавались в основном из представителей этих категорий, а также крестьянских ополченцев. В то время эти полки фактически представляли собой такое же организованное ополчение.
Крестьянское ополчение было военной программой всех крестьянских войн в России - первая из них началась на Северщине, где "дети боярские", служилые казаки и стрельцы составляли основу вооружённых сил и сразу выставили хорошо вооружённые и организованные войска, а последующие - в казачьих областях. Это реализовывалось и в восстаниях на Украине в конце XVI - первой половине XVII вв.
В Речи Посполитой также была комбинированная система с преобладанием поместного ополчения. Однако в составе его были также т.н. "путные бояре" (термин ВКЛ) и "околичная" или "застянковая шляхта", которые считались шляхтичами, но сами обрабатывали свою землю, занимались промыслами и т.п. Были и казаки (украинские). Кроме того, Речь Посполитая раньше Московского государства перешла к использованию иностранных наёмных подразделений и частей, хотя наёмники в Средневековье были супердорогими, и потому их было относительно мало.
В Западной Европе система феодального ополчения с XIII-XIV веков стала сочетаться с наёмничеством: во-первых, потому, что феодалам удалось добиться сокращения срока обязательной службы за землю до 1-2 месяцев или даже нескольких недель в год, а в остальное время они соглашались воевать только за плату; во-вторых, потому, что крупные феодалы имели возможность набрать себе за плату наёмников прежде всего из безземельных рыцарей и младших сыновей рыцарей. Поэтому наёмники тогда были конными и требовали себе плату, как рыцарям; развитие в это время городов как торгово-ремесленных центров позволяло платить им. Расходы на войска возросли, качество снизилось. Альтернативой здесь было опять же народное ополчение - в странах, где развитие феодализма было замедленным (Швейцария, Фрисландия) или где оно могло быть достаточно организованным для борьбы с феодализмом (табориты в Чехии). Естественно, феодалам это было не нужно.
В Византии VII-Х вв. фемное войско представляло собой ополчение воинов-земледельцев. Благодаря ему, Византия, собственно, и сохранилась как государство. В дальнейшем с XI в. фемное ополчение заменяется ополчением прониаров-феодалов (по образцу рыцарства Западной Европы). И после этого Византия начинает слабеть и разваливаться, став в начале XIII в. лёгкой добычей крестоносцев, а в XIV-XV вв. - турок-османов. Османы заимствовали у Византии систему проний - фактически того же поместного ополчения (форма феодального землевладения называлась там "тимар", а воины-помещики - "тимариоты"), снабдив её гарантиями от своеволия феодалов и дополнив войско янычарами, кочевыми контингентами и добровольцами, воевавшими за добычу, т.е. та же комбинированная система.
В империи Тан (первой феодальной империи Китая) основу войска составляло территориальное ополчение - фубин, выставляемое с государственных земель. Армия также дополнялась контингентами добровольцев, кочевников и наёмными войсками. Поскольку с развитием феодализма количество государственных земель сократилось, и росло крупное частное землевладение, система фубин пришла в упадок, и после распада империи Тан последовал даже кратковременный период феодальной раздробленности - период "Пяти династий и десяти царств". В дальнейшем империя Сун использовала наёмные войска (поскольку войск требовалось много, денег хватало только на еду, если вообще платили) весьма низкого качества. В этот период реформатор Ван Аньши выступил за возвращение к территориальному ополчению, но его реформы фактически не были проведены в жизнь.
Всё же, поскольку в Китае военное дело не было связано с сословной принадлежностью (привилегированным считалось гражданское сословие "учёных"-конфуцианцев), оружие там получило распространение в самых широких слоях населения - никого не удивлял зажиточный китайский крестьянин или торговец, вооружённый мечом. Во время войны всегда объявлялся набор в войска добровольцев-"удальцов", и собранные из них контингенты были более боеспособными, чем регулярные войска наёмников. Во времена крестьянских войн и восстаний вооружённые крестьяне составляли огромные повстанческие армии, а наиболее эффективными противниками их были опять же не солдаты, а ополчения помещиков.
Таким образом, заменой поместной системе является крестьянское и городское ополчение, которое вполне возможно хорошо организовать и обучить, и которое вовсе не заинтересовано ни в расширении прав феодалов, ни тем более в крепостном праве. Однако если развитие производительных сил под влиянием попаданцев не сделает резкий шаг вперёд, если не удастся выйти к новому способу производства - это даст лишь исторически кратковременный эффект (порядка ста лет при сохранении феодализма). В результате восстания Богдана Хмельницкого на Украине шляхта практически исчезла, войско и территориальное деление были организованы по казачьему образцу - однако в дальнейшем именно командный состав украинских казаков составил основу нового украинского дворянства, и в XVIII веке на Украину распространилось крепостное право. Впрочем, конкретным попаданцам ста лет более чем достаточно, чтобы успеть сделать всё, что от них зависит.
|
|
Akray |
Ответ на: Вопрос в зал 4 August 12, 2019, 12:24 | Цитата |
|
Цитата LysenkoAA2 August 8, 2019, 18:50
Сопоставим две системы. 1 общинник-ополченец, участок которого обрабатывают 9 других общинников-ополченцев. Против него 1 помещик-дворянин, поместье которого обрабатывают 9 просто общинников.
Сразу же важное упущение - ополчение охватывало всё население разве что в приграничных районах. Во внутренних районах организованное ополчение никогда не охватывало всё крестьянство. Поэтому на его снабжение реально работали не только другие общинники-ополченцы, но и крестьяне, не входившие в военную организацию и просто платившие налоги. Такой армии, которая охватывала бы всё крестьянство, не выдержала бы экономика ни одного средневекового государства. Попаданцы, скорее всего, будут основываться на доставшихся от Средневековья производительных силах, и если разовьют их, то увеличатся расходы на попаданческое оружие.
Боевой опыт - общинник ходит на войну раз в 10 лет (если он посылал сына - раз в 20 лет). Помещик - ходит на войну практически каждый год.
Казаки и приграничные "служилые люди по прибору" Московского государства всегда получали хороший боевой опыт. На боевой опыт московских стрельцов, у которых практиковалась смена гарнизонов, тоже никто не жаловался. И швейцарские ополченцы, и табориты почему-то весьма успешно воевали против рыцарской конницы.
Помещик может либо "практически каждый год" все десять лет ходить на войну по 1-2 месяца (и уходить независимо от хода военных действий, т. к. ему его частное хозяйство важнее государственной войны), либо разорится, оставаясь на войне все десять лет (и содержать его всё равно придётся государству).
Снаряжение - помещик покупает оружие/броню на свои (поступления от 9 крестьян), для себя. Общинник - или использует общее (с соответствующим отношением) или своё - тогда на каждый комплект снаряжения будет израсходовано в 9 раз меньше, чем потратит помещик.
В Средневековье - если у крестьян есть в хозяйстве вилы, косы, топоры, большие ножи, то нет экономических препятствий иметь свою пику, совню (глефу), алебарду или бердыш. Если в лесных районах крестьяне охотятся на кабанов и медведей с рогатинами, то у них есть и рогатины; если ходят на охоту с луками, то и лук в хозяйстве крестьянина найдётся. Позднее огнестрельным оружием конных и пеших самопальников, служилых казаков, стрельцов и т.п. обеспечивало государство; даже вольным казакам посылались для него боеприпасы. Если попаданцы будут развивать огнестрельное оружие, придётся запустить его производство на государственном уровне, и для такого вооружения доходом от помещичьего хозяйства явно не обойтись.
Стоимость боевого коня в сравнении с обычной лошадью, как и защитного доспеха, престижного оружия и т. п. росла прогрессивно, для всего этого помещику будет мало 9 крестьян. У помещика, как у большого хозяина и представителя привилегированного класса, много статей расходов, которых нет у крестьянина, и т. к. он сам хозяин, он может сократить расходы на оружие ради других статей (а в случае смотра просто дать подьячему взятку). Впрочем, если он будет воевать все десять лет подряд, его доходы сократятся настолько, что даже без других расходов на оружие будет просто не хватать.
Кони - опять та же история - помещику конь нужен только для войны. А общиннику - для работы в поле. Как вы понимаете - ттх у них немного различаются.
Общинная организация казаков не мешала им разводить лошадей. Конным стрельцам выдавалось большее жалованье и корма именно на содержание лошади для военных походов. Ттх лошадей больше зависели от конкретных типов лошадей, разводимых в данной стране.
Помещик по охотам, по турнирам и просто по гостям (престижную вещь надо показывать) тоже изрядно погоняет своего коня, содержание которого дополнительным расходом ложится на экономику. А ещё помещик норовит взять с собой обоз, увеличивая тем самым ненужные расходы и обоз армии, и снижая скорость отдельных частей до уровня ниже пехотного.
И самое главное - помещик (на начальных этапах/расцвете системы) живёт для войны и идёт на неё с удовольствием. А для общинника - война - досадная обязанность, от которой неплохо было бы увильнуть.
Это в значительной мере штамп. Отрываться от хозяйства - источника своего дохода - ради войны помещик тоже не заинтересован; он заинтересован даже меньше крестьянина, поскольку небольшое хозяйство крестьянина от вторжения врагов может пострадать значительно больше, и крестьянин это понимает. При вражеской оккупации зачастую именно дворяне переходили на службу к другому государю, а основой всех народных войн было крестьянство.
В Речи Посполитой не было дворян, а была шляхта. И посполитое рушение - не поместное войско, а ополчение (только не общинников, а вотчинников).
А велика ли разница? Поместное войско - тоже ополчение помещиков. Условный характер феодального землевладения был везде - и в Западной Европе, и в Речи Посполитой, и в Московском государстве, и в Османской империи. В то же время сама логика частного дворянского землевладения везде приводила к его превращению в наследственное и не обременённое военной повинностью.
В Московском государстве помещики больше зависели от государства благодаря лучшей государственной организации. У "нетчика" земельное владение могло быть отнято или сокращено (а могло и не быть, если "нетчиков" слишком много или если они отговариваются разными более-менее уважительными причинами).
Но в Речи Посполитой шляхта зависела от магнатов. По царящему там беззаконию местный магнат мог отнять землю у не пришедшего под его знамёна шляхтича ещё скорее, чем дьяк или воевода по закону отнимут землю у помещика (разумеется, если воевода не тяготеет к тому, чтобы стать местным магнатом, что тоже случалось). И передать её тому, который сражается за этого магната, либо просто округлить свои владения, а безземельного шляхтича нанять в свой отряд.
В Европе были не дворяне, а знать. Поместную систему перенимали не из Европы, а из Турции.
Мелкие рыцари были теми же дворянами. Землю они получали при таком же условии военной службы, в большинстве не от короля, а от более крупных феодалов, которые только и могли считаться "знатью". Эти крупные феодалы возникли не из кого другого, как из государственных чиновников, управлявших отдельными районами империи Карла Великого - именно они контролировали выполнение условий землевладения. Графы первоначально были просто управляющими отдельными областями.
В Турции (Османской империи) сделали максимум возможного для организованного феодального ополчения: попытались отделить военную службу сипахов-тимариотов от их хозяйственной деятельности в поместье (чего не было в Московском государстве). Оброк с крестьян должны были собирать не они, а местные власти. В результате через двести лет дворяне не только добились права самим вести хозяйство в своём поместье, но и оказались зависимыми от местных властей, беев и пашей, которые стали проявлять всё большую самостоятельность от султана.
Видимо, поместную систему не перенимали ниоткуда - она была естественным следствием развития феодальной организации, феодального ополчения. Особенность Московского государства не столько в законодательных условиях, накладываемых на помещиков, сколько в большой роли наряду с поместным войском феодальных ополчений других, не-дворянских категорий населения. Что отчасти позволяло феодальному государству ограничивать и расширение прав дворянства. Впрочем, поместная система в Московском государстве введена была в середине XV века, а уже во второй половине XVI в. начался её кризис, и XVII в. - разложение поместной системы.
Цитата LysenkoAA2 August 8, 2019, 19:52 Пищальники выступают очень хорошо. Но в поле - любая восточноевропейская пехота почти всухую проигрывает любой коннице. А так да, дотащить гуляй-город с обозом внутри от Вязьмы до Полоцка - и конница не нужна. И поместная конница, в массе своей, была лёгкой
Победа на Куликовом поле была достигнута благодаря стойкости русской пехоты.
Табориты со своей "возовой градьбой" (vozova hradba) проходили всю Германию до Нюрнберга, Берлина и Гданьска. Возы всё равно имеются в любом обозе, так что нужно в первую очередь, чтобы он был хорошо организован.
Боплан в первой половине XVII в. писал об украинских казаках: "Вследствие опасности, какой подвергаются при передвижении через эти степи, казаки, имея необходимость их перейти, путешествуют табором, т. е. идут окруженные возами. Они устраивают из своих возов два ряда, по 8 или же 10 возов на фронте, и столько же сзади; в середине помещаются вооруженные ружьями и короткими пиками и косами, приделанными вдоль древка, между тем как лучшие наездники окружают табор извне. Впереди и назади, на расстоянии четверти мили, а также с обоих флангов, едет стража на расстоянии 1/4 мили, чтобы выслеживать татар. Если они заметят татар, то дают сигнал и табор останавливается. Если татары открыты первыми, казаки бьют их; зато, если казаки замечены раньше, татары захватывают их врасплох, стараясь взять табор приступом".Большое войско ограждалось возами в 6-8 рядов. Это даже в чистом поле, в степи.
На пересеченной и лесистой местности, помимо гуляй-города и возов, есть и другие средства против конницы. Если мало времени, строятся деревянные заграждения - рогатки; если время есть - строятся засеки и дерево-земляные укрепления. Рубить деревья и копать землю хорошо умеют все крестьяне. Такие укрепления строили и швейцарцы в ранних своих битвах; табориты в битве на Витковом холме (1420 г.) соорудили вместо возов деревянное укрепление. Войска Московского государства в XVII веке часто строили на поле боя "острожки". Запорожская пехота также строила полевые укрепления с высокими земляными валами, для чего с собой в поход брали и шанцевый инструмент. Разумеется, это всё для такой пехоты, которая недостаточно обучена сложным построениям.
Конница нужна. Именно конные разъезды помогут быстро обнаружить подход войска противника, что даст время выстроить возы или гуляй-город, либо построить полевые укрепления. Но феодал сам в разведку не пойдёт - он слугу пошлёт, который заинтересован лишь в том, чтобы остаться живым. Для передачи сообщений также предпочитали использовать конных слуг; помещика труднее заставить повторить сообщение для устной передачи, чтобы убедиться, что он правильно запомнил и правильно передаст.
У таборитов и запорожцев конница была слабее рыцарской и шляхетской, но лучше организована. Поэтому иногда она использовалась для завязывания сражения, чтобы заставить противника атаковать укрепления (при этом она могла организованно отступить). И почти всегда конница использовалась ими для преследования: когда конница противника понесла потери, утомлена и обращается в бегство, очень важно не дать ей остановиться и сорганизоваться, для чего своя конница сберегала силы под защитой пехоты и укреплений. Именно при преследовании противник несёт наибольшие потери. Это также выполняет конница, не обременённая защитным вооружением.
Таким образом, нужна лёгкая конница, но многочисленная конница нужна разве что как вариант ездящей пехоты и конных разведчиков. Для всего этого конница крестьянского ополчения вполне подходит.
|
|
Mingle Forum by cartpauj
Версия: 1.0.34
;
Страница загружена за 0.108 секунд.
|
|
Свежие комментарии