Наши предки использовали дерево в намного больших масштабах чем мы сейчас. Посмотрим на самые необычные для современного человека варианты на великолепных иллюстрациях из книг Tunis Edwin’а, посвященных колониальной Америке. Осторожно — трафик, под катом много изображений!
Деревянная ложка известна всем, но попаданца наверняка удивит деревянная тарелка. Такими пользовались в Англии даже некоторые знатные персоны еще в 17 веке. А уж когда эту тарелку начнут делить сразу двое соседей удивление может уступить место совсем другим чувствам. Кружки тоже могли быть сделаны из дерева(и все сидящие за одним столом иной раз обходились единственной кружкой).
Классическая бочка известна всем, но в местах не обезображенных цивилизацией их часто вытесняли выжженные/выдолбленные емкости, которые могли достигать солидных размеров. Да и классические бочки начали постоянно использовать металлические обручи лишь начиная с конца 18 века. До это в основном использовались деревянные обручи, меньшая жесткость компенсировалась числом — до 16-18 обручей на бочку!
Дверь тоже иной раз целиком делалась из дерева — и петли, и засовы. Даже гвозди заменялись деревянными нагелями. Линия вверх от засова — шнурок для открывания двери. Петли обычных ворот иной раз делались из обычной веревки.
Дерево легко раскалывается вдоль волокон, так что хороший крюк лучше сделать из пары сучков. Открытое пламя не очень то порегулируешь, так что регулируемый крюк(еще) стал важным бытовым изобретением позднего средневековья. Готов поспорить что и они часто делались из дерева.
Деревянное стремя. Думаю, кругляшок у основания — нагель, укрепляющий нижнюю часть. Колокольчик(на шее лошади) тоже часто делался из дерева.
Сельскохозяйственные инструменты.
Ловушка для волков. Да и обычный силок делался и пары кусков дерева и шнура.
Дерево активно использовалось и в инструментах — посмотрим на домкрат для телеги.
Благодаря гибкости деревянной перемычки в циркуле можно избавится от шарнира.
Упругость дерева работает и в этой молотилки для кукурузы(и в этой ударно-канатной бурильной установке).
Пара моделей кухонного миксера.
Беговая дорожка для вертельной собаки.
Мы ассоциируем винты с металлом. Но деревянные винты начали применяться в прессах по-крайней мере с 1 века до н.э. В некоторых случаях, например, при отжиме бумаги, требовалось настолько большое усилие что пресс затягивался небольшим воротом, хотя обычно пресс приводился в движение человеком напрямую.
Небольшие деревянные винты использовались для натяжения ремней, например, в прялке.
Или в таком варианте.
Вообще количество дерева в больших конструкциях впечатляет: ветряная мельница, пилорама, станок для подковывания волов, ворота шлюза.
Можно вспомнить про деревянные башмаки, трубы, доспехи, пушки, подшипники и многое, многое другое.
Большое спасибо, отличная статья! Дерево оно вообще везде применимо, главное знать как и какое именно!
Отличная статья!
По своим ощущениям детства могу сказать, что даже в сравнительно позднесоветское время (середина 70-х и дальше) в сельской местности использование древесины по-прежнему было достаточно широким.
Использование дерева это необходимость от бедности, металл дорог, очень дорог особенно для крестьян, в реальной истории металл в деревнях стал широко использоваться пожалуй к 50 годам прошлого века.
Но что нового или необычного, попаданец может привнести в быт хоть в городе хоть в деревне из дерева? Для «прогрессорства» или личного обогащения не самая удачная идея.
\\Но что нового или необычного, попаданец может привнести в быт хоть в городе хоть в деревне из дерева?\\
Облагораживание древесины на корню.
http://zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/1953-05—num32
Превращение неделовой древесины в ценную, в негорючую, в камень и тд и тд.
Это и другое строительство и мебель и флот.
Но, для этого попаданец должен знать химию.
Плюс всякая фанера, она конечно известна с древнеримских времён, но потом на долго забыта, а это зря, материал прекрасный!
Если нет нужды в том чтобы держало большие температуры то формование с прессованием из древесной пульпы пропитанной смолой всяких изделий, от мебели, до шестерён! И тд и тд.
Всё что нужно для быта уже сделано, остальное требует более высокого технологического уровня, а точнее для воплощения задумок нужна сталь, причём довольно хорошая, т.к. деревообработка требует в основном режущий инструмент, для той же фанеры ножи длинной хотя бы сантиметров 80 железные же шестерни для самого станка. и тут вступает противоречие — с развитием металлургии будет отпадать необходимость в самих деревянных изделиях, тот же домкрат (хотя на рисунке вовсе не домкрат а вага с храповиком, храповик можно заменить простой верёвкой)
Справедливости ради — ходили смотреть и удивлялись деревянным рессорам на
японском грузовике 3т- 90х годов выпуска.
«Но, для этого попаданец должен знать химию.» помимо химии нужны и химикаты, так что самой химией заниматься более выгодно,
// ходили смотреть и удивлялись деревянным рессорам на японском грузовике 3т- 90х годов выпуска.
Интересно, но примеров нагуглить не смог.
Может дерево было между листами стали? Как тут описано
// As a substitute for dampers (shock absorbers), some manufacturers laid non-metallic sheets in between the metal leaves, such as wood
Достаточное количество металла для изготовления инструментов и для развития малой и средней механизации в быту и мелко-кустарном производстве — это, все же, разный достаток, нет? Та же Римская империя и Китай не смогли в своё время через эту границу перепрыгнуть, хотя все задатки к тому имелись.
Вечер в хату, пацаны. «В России испытали автомобиль с деревянной подвеской: видео» https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201812071020-pft2.htm
Даже в вышеприведенной статье можно увидеть, как много грамотный, технически образованный попадан может привнести в жизнь аборигенов более ранних времен. Особенно, если обратить внимание, когда приведённые примеры «деревянных решений» начинали применяться. Больше всего меня, конечно, деревянный домкрат приколол — супер-решение!!!
///Но что нового или необычного, попаданец может привнести в быт хоть в городе хоть в деревне из дерева? Для «прогрессорства» или личного обогащения не самая удачная идея.///
Ну статья про термодерево уже есть.
Еще деревянная обувь
а как стеклянный нож выглядел?
как обсидиановый?
Обсидиан скалывают http://cn15.nevsedoma.com.ua/photo/735/120_files/2_06.jpg
Стекло шлифуют. Вот стеклянный нож начала 20 века https://bloximages.newyork1.vip.townnews.com/herald-dispatch.com/content/tncms/assets/v3/editorial/8/04/80498634-e7d5-5512-8e75-2d1fc06f1b90/56222c159a5ab.image.jpg
Хм. Хотя похоже до начала 20века стеклянные ножи не особо использовались.
Лично я побоялся бы таким ножом пользоваться из-за микросколов. Зубы потом в кучу не соберешь. Но, не поверите, видел нечто подобное в начале 80-х. 🙂
Кремень удобнее, у меня где то валяется кремневое зубило неандертальское, первых в евро, круговое, за 100 тыс лет назад не затупился край, там так отколот край, как шило, дырки протыкать.
Забыл, им ветки резать гораздо удобнее чем ножом, ножом это ад, кремень как пилочка на раз.
А почему именно зубило? Может, это проколка и есть?
С одной стороны края откол, как шило или сверло и широкое для небольшой руки «лезвие» из сколов, для хвата ладонью ( или пальцами) широкий скол хватательной поверхности. Ветку на раз срезает, если же ножом, то нож будет вязнуть в сырой древесине. Так что, подозреваю, плохой нож из плохого железа, дикий охотник выкинет и попаданца дураком обзовет.
ну насчет облагороженной древесины, так там уж загнули неподецки. Да, пропитать деревяшку солями кремния можно поразному. Я в куски дуба размером в брусок для рукоятки загонял достаточно диоксида кремния, чтоб высушенный бурок тонул. То ест ьплостность с порядка 0,65-0,75 дошла больше чем 1. Но каких то чудесных свойств небыло. Да намного тверже, хотя ненамного тверже высушенного ясеня. Многие африканские породы дерева боле твердые. На изло несколько повысилась прочность. Что изменилось сильно — сопротивляемость к скалыванию По крайней мере в пару раз. Но острым ножом встрогаетса неплохо.
Darius, главное, что Вам дала пропитка кремнекислотой — огнестойкость и невосприимчивость к жукам-древоточцам
// невосприимчивость к жукам-древоточцам
А на корабельных червях это работает?
наверняка да. Корабли в ЮВА именно поэтому делали из тикового дерева, содержащего большое кол-во кремнекислоты
Приятная статья и классные иллюстрации. Лучковый миксер — вообще чудо…. Спасибо. Правда посмотрев на них, я понял, хреновый из меня попаданец. 🙂 Вроде бы механика простая, но вот в стрессовой ситуации так сразу и не сообразишь, что и как собирать. С другой стороны, может именно в стрессовой и сообразишь 🙂
ну кремнекилоты там врядли осталось — после пропитки разведенным жидким стеклом деревяшка выдерживаетса в уксусе, потом в воде, и медленно высушмваетса. Под конец идет сушка при 100 град.
Насчет огнестойкости — так тут трудее зажеч дерево, но если бросить в костерок с другими деревышками — разницу не сразу заметиш. Что до древотошцев — то врядли уж совершенно неседобны получаетса — там же дерева процентов 70 остаетса.
«после пропитки разведенным жидким стеклом деревяшка выдерживаетса в уксусе, потом в воде, и медленно высушмваетса.»
в результате весь натрий из жидкого стекла вымывается уксусом, а кремнекислота (которой в жидком стекле около 25% , а от сухого веса — 75%) остается в дереве. Древоточнцы не могут есть дерево с содержанием кремнекислоты , ЕМНИП, 4-5% и выше. В костре оно, скорее всего,обуглится на 5-10 мм — и всё! Фича в том, сто у древесного угля теплопроводность мизерная, и в глубине оно даже не нагреется!
Ну насчет костра вы сильно погорячились. Особенно про теплопроводимость. Пока древесина начнет превращатса в уголь, и середина хорошо прогреетса. Теплопроводимость пропитанной древесины куда больше (хотя б изза плотности). А так если положить кусок на газовую плитку, то превращаетса в хрустящую головешку почти также скоро. Зажигаетса значительно труднее, намного легче тухнет и тд, но ничего из ряда вон выходящего.
Прочитал, просмотрел и не понял.
Все эти расчудесные деревянные поделки есть — чем их сделали?
Чем сверлились отверстия под нагели, чем в дереве нарезалась резьба под шурупы? Чем делались сами шурупы (последняя картинка)?
Чем отпиливалось дерево?
Понятно, что не другим деревом.
Т.е. стальные инструменты были (у кого-то)???
И ими весьма успешно работали — качество деревянных изделий выше наколенного творчества,
тут чувствуется уровень мануфактур (ну кроме позорной тарелки на первой картинке, хуже — только в столе ямку проколупать :)))
Значит был жуткий дефицит металла? (как пример — один топор на всё село?)
А как тогда подковывали лошадей? Чем?
Всякие орудия сельского труда — серп/коса?
Или вот смотрим и видим деревянное стремя — ну ок.А коню в зубы что вставили? Там ведь полюбому не дерево.
// Значит был жуткий дефицит металла? (как пример — один топор на всё село?)
Где и когда конкретно? В среднем — считайте хорошо если кило металла в год на человека. Это несколько десятков крупных гвоздей, половина/треть топора и тд тп. Топор у большинства семей был, но его ценность была далеко не половина дневной зарплаты как сейчас.
// Чем сверлились отверстия под нагели
https://youtu.be/OtWVA7_9Rik?t=1096 или вовсе буравчиком
// чем в дереве нарезалась резьба под шурупы?
https://youtu.be/mTnVDl6Y6u4?t=575
// Чем делались сами шурупы
https://youtu.be/cztX3GSPBYM?t=83
// Чем отпиливалось дерево?
https://www.bob-easton.com/blog/wp-content/uploads/2008/12/bow-saw-2.jpg — обратите внимание на механизм натяжения
роспуск дерева на доски https://www.pinterest.com.au/pin/390616967662515689/
https://youtu.be/mTqZTGPPRj0?t=1136
Благодарю за видео, но и так было понятно, что всё делалось при помощи металлического инструмента.
Странно, что инструмент есть металлический, а гвоздя банального нет.
Гвозди то были — в Британии один раз откопали склад с почти миллионом гвоздей еще римских времен, но дорогие.
Ну и иногда, как не странно деревянные были лучше. Например для общивки судов железные не годились — ржавели. Корабли покруче обшивали при помощи латунных гвоздей, но в основном юзали деревянные нагели.
Топором из железа можно отрубить дерево, но, есть замечательное слово для описания процесса — заебётесь, только валежник топором кромсать. Для рубки дерева надо стальное лезвие. Деревянные дома не каждому доступны. Землянки распространены даже на Урале.
Лес всегда был дорогой, даже на территории России и Финляндии. Доставка дорогая, лошадь питается сеном, в лучшем случае овсом.
С 19 века появились в хозяйствах пилы (Ещё Пётр 1 начал внедрять пилы, см. указ, но безуспешно.).
На части Украины ( территории) и России, леса вообще нет, степь, топили лепёшками и только для приготовления пищи. Из лепёшек же делали стены и даже мебель. Но в основном землянки строили. Позже привозили брус, но это уже под окончание 19 века.
В.Н.Тенишева «Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: материалы «Этнографического бюро» (1-е изд.— 1897, 2-е изд.— 1898 г.) до сих пор не издали!
Деревья в старину не рубили, а валили (отсюда и слово лесоповал), верёвку забрасывали на вершину и тянули, корни и выворачивало.
Да и подрубить дерево не так чтобы сложно, просто рубить надо как можно ниже под корень, там древесина мягкая и рубится в разы легче. А тонкие деревья вообще рукой валятся, это только кажется что дерево крепко в земле сидит, на самом деле два отводка корня подрубил и толкай рукой, оно и завалится.
Так же деревья с начало обкуривали на корню, снимали кору оно и умирало, а на другой год сухостой валили.
А крупные в обхвате деревья вообще прожигали, делали паз (дупло) и разжигали там костерок, огонь и проделывал дыру в дереве, потом просто валили дерево.
Разводили дерево на доски деревянными клиньями без топора!
Топор и пила это прекрасно, но не у всех было.
Деревянные ходики были.
А какой-то швейцарец сделал полностью деревянные часы с деревянными же пружинами. Исключительно из выпендрежа.
Они у него, конечно, гуляли на четверть часа в сутки. Но работали же. 🙂
Может для автоматизации какого-то нетяжёлого, но длительного процесса такой механизм и пригодился бы.
продолжение темы собакомоторов https://strangernn.livejournal.com/1889528.html
почему люди раньше пили столько алкоголя https://vk.com/@cliometrics-pivo-nasuschnoe
/почему люди раньше пили столько алкоголя/
а что, со 100 кал водки наработаешь столько же, сколько и з 100 кал сала?
Зависит от устойчивости конкретного выпивохи. Но теоретически — алкоголь легче усваивается, чем жир — если фермент не перенасытить и альдегидом не потравиться.
/Но теоретически — алкоголь легче усваивается, чем жир/
а кпд в этом процессе есть? И как с ним у жира и алкоголя? (не принимая во внимание расстройство координации при приеме алкоголя — возьмем случай повышенной толерантности к нему)
КПД тут учтено в самой цифре. 100 ккал это 100ккал как их не получай.
Хотя говорят есть продукты с отрицательной энергетической емкостью, типа сельдерея. чтоб его переварить требуется энергии больше чем получишь в результате.
Расписывать процесс лень, но навскидку количество АТФ на килокалорию, да с учётом затрат на желчь… наверно у спирта повыше.
Если кому интересно — берём схему бета-окисления, считаем АТФ в штуках на молекулу жира, добавляем глицерин… нормализуем на теплоту окисления… И сравниваем с спирт->ацетат->СО2. Можно посчитать с точностью до молекулы (не считая затрат на желчь и т.п.), но разрисовывать всё это — пару часов точно возьмёт.
А если навскидку, насколько, примерно, алкоголь усваивается лучше того же жира, мяса, хлеба, овощей? Т.е. насколько его эффективная энергетическая ценность выше, чем у «стандартных» продуктов питания?
алкоголь усваивается как минимум быстрее, потому что два углеродных атома, из которых один при кислороде, расщепить легче и быстрее, чем здоровенную молекулу, состоящую из глицрина и кислоты с длинным углеводородным хвостом.
Но при этом надо понимать, что мышечную ткань из алкоголя не построишь, да и жир подкожный не накопишь
Т.е., другими словами, если что-то существенное, но не мясное, есть и запивать слабо-алкогольным напитком, то в первую очередь усваивается алкоголь со своим «простым углеродом», а потом уже подтягиваются сложносочиненные глицериново-кислотные молекулы. Получается более равномерный и, главное (!), дешевый процесс насыщения организма не-мясной пищей. Автор статьи примерно о том же и пишет.
Жир из спирта — да без проблем. Мышцы — не выйдет ни с тем ни с тем, если с белком глухо ).
Сало, кстати, через тот же двухатомный ацетил усваивается, бета-окисление аднака.
/Жир из спирта — да без проблем./
э-эээ… а это как?
Да так же, как и из глюкозы или аминокислот… Растения вон из углекислоты воды и света варят ).
Примерно та же, плюс-минус лапоть.
Меня вот что интересует — а на борьбу с интоксикацией этанолом АТФ не тратится?
Конечно тратится. В первую очередь на замену повреждённых ацетальдегидом белков. Так что дозу превышать нельзя и с чисто энергетической точки зрения.
Кстати, пивной живот и дрищеватые синяки — хорошая иллюстрация.
в пиве, помимо алкоголя, много чего еще калории дает
А глюкоза ещё и без интоксикации. И тоже очень быстро. И мозгу именно она нужна, а не алкоголь
Насколько я понял, слабоалкогольные напитки и были прежде всего источником получения «быстрых углеводов» в ранешние времена, т.к. с получением глюкозы (сахара) в промышленных масштабах были конкретные напряги. Могу напомнить, что в СССР практически вплоть до 50-х — 60-х годов для большей части населения сахар и конфеты были скорее предметами «роскоши и достатка», чем продуктом ежедневного употребления «на перекус», типа «Сникерса» или «Баунти» сейчас.
Вот, кстати, для попаданца квест: сможет решить проблему производства сахара (глюкозы) в промышленных масштабах — получит нехилый бонус к питанию населения в своей «локации».
Различные способы стабилизации древесины Особенно понравилось видео со стабилизацией березовым соком — вполне себе на уровне «пластик» получается.
https://drevogid.com/zashhita/zash-dereva/stabilizatsiya-drevesiny.html
В кавычках там этот «сок» :).
Я в курсе )))
Из легко доступного там соляной раствор. Из доступного попаданцу — жидкое стекло,олифа.
Жидкое стекло?? Сомневаюсь. Олифа — да, может еще воск, жир, просто масло….
Тема стабилизации и пропитки дерева — это современные «задвиги». Никакого смысла. Единственная технология, что массово используется сейчас — термостабилизация. Но ее на коленке не сделать — серьезный хайтек
И льняное масло, которое тоже неплохо полимеризуется, хоть и не так быстро.
Хотелось бы найти результаты каких-то тестов по сравнению качества древесины до и после полимеризации. Может, кто подскажет, где рыть? А то в Гугле сплошная реклама и советы «бывалых».
/Хотелось бы найти результаты каких-то тестов по сравнению качества древесины до и после полимеризации. /
не понял. Что значит «качество древесины»?. При обработке льняным маслом улучшается водостойкость, это вещь известная, нужны результаты тестов? Так любая необработанная деревяшка после сезона на открытом воздухе сереет, потом синеет (см. советские сараи), а обработанная сереть не будет. У меня перила на входе в дом (обработанные льняным маслом) так стоят уже года три.
Льняным маслом можно именно что стабилизировать древесину, так же, как и олифой, жидким стеклом и т.д. (не говоря уже о специальных стабилизаторах), т.е. заполнение пустот и микропор с дальнейшей полимеризацией стабилизатора. После стабилизации древесина, кроме водостойкости, приобретает и некоторые другие свойства, больше свойственные пластикам и пластмассам. Например, большую пластичность, прочность, вязкость и т.д.
Именно поэтому хотелось бы увидеть результаты каких-то сравнительных тестов и анализов по изменению свойств древесины до и после стабилизации. Не на пустом же месте все эти заявления взялись.
Просто стабилизация — одна из простейших фишек, доступных любому попаданцу в прошлое практически с самого начала «квеста». Вот и хотелось бы ТОЧНО знать, получает ли попадан фактически новый дешевый материал, который производит мини-революцию в ширнармассах, или все эти рассказы — не более чем «байки из склепа».
/После стабилизации древесина, кроме водостойкости, приобретает и некоторые другие свойства, больше свойственные пластикам и пластмассам. Например, большую пластичность, прочность, вязкость и т.д./
для того, чтобы приобрести некоторые другие свойства, древесину надо не просто пропитать, а выварить, возможно, даже и в автоклаве. А это довольно дорого.
Льняное масло кроме водостойкости и стойкости к истиранию практически ничего не даст. Ну может чуть пластичности.
Чуть лучше будет олифа, но тоже никаких чудес.
Прочность — это нужно твердеющее связующее, можно в белковых клеях повываривать… и сверху квасцами зафиксировать.
Жидкое стекло тут вспоминали, и зря. Оно дороже железа выйдет, овчинка выделки не стоит.
Революции не будет по любому, поскольку ипрегнация даже простой варкой — это дорого и долго. Даже сейчас, кстати.
А в вакууме? Простейший вакуумный бульбулятор с простейшим же вакуумным насосом. Тут же дело в знании принципа, а в самом устройстве ничего революционного нет. Там даже вакуума не надо, достаточно простого разрежения. Вся фишка стабилизации заключается в полном пропитывании древесины стабилизатором с последующей варкой-сушкой в закрытом сосуде.
Ну и после стабилизации подвергнуть прессованию на не самом тяжелом прессе, получим уже нечто вроде модифицированной древесины.
Насчет отсутствия революции не согласен. Ведь даже просто возможность не обращать внимания на всякие там «косости», «узости», свищи и свили позволяет удешевить производство различных деревянных деталей (тех же стрел, к примеру, или арбалетных болтов). Возможно изготовление всяческих деталей, на который приходилось тратить металл (вспоминаем тему 🙂 ). Ну и у краснодеревщиков, думаю, будет пользоваться немалым спросом.
Посмотрите на современные цены импрегнированного дерева, умножьте разницу с обычным на 1000 и забудьте об этих фантазиях.
Деревянный турецкий гранатомет времен ПМВ https://strangernn.livejournal.com/1897387.html
Деревянный крупнокалиберный миномёт немечко-австрийский ПМВ
http://vault8.pro/krupnokalibernyj-derevyannyj-minomet-albrehta-minenwerfer-albrecht/
выколите мне глаза
Имеется ряд упоминаний об античных и средневековых метеористах, которые могли издавать разные ритмы кишечным ветром. Так, Блаженный Августин писал в книге «О граде Божием» об исполнителях, которые могли так управлять своими газами, что казалось, что будто они поют.
В средневековой Ирландии метеористы назывались braigetori. Они приведены в списке исполнителей и музыкантов в банкетной программе XII века. Метеористы указаны наряду с бардами, поэтами и гуслярами.
Искусство метеоризма также практиковалось в Японии
…
Профессия метеориста сохранилась до сих пор. Одним из известных современных метеористов является британец Мистер Метан, начавший свою карьеру в 1991 году.
…
Will the Farter https://youtu.be/07O72eXz-bk?t=380
Больше подходит к статье «Юмор»
P.s.: О боги! И как мне теперь развидеть это?
не помню где, в литературе упоминается персонаж, умевший исполнять «Марсельезу» таким способом
«Можно вспомнить про деревянные башмаки, трубы, доспехи, пушки, подшипники»
Ну, допустим, деревянные башмаки для современных людей уже экзотика, сувениры, хотя кое-где в деревнях старые бабульки летом в сухую погоду в лапти залазят, аргументируя это тем что так легче их мозолям/суставам/нервам. Что-ж, они в чём-то правы, деревянная обувка менее вредна чем современная большей частью китайско-вонюче-ядовитая.
Трубы, доспехи, пушки — это к реконструкторам/косплейщикам.
А вот подшипники… С этим поспорю! На комбайнах в некоторых узлах до сих пор стоят деревянные из твёрдых пород. Причина: металлический подшипник скольжения или качения требует смазки, а комбайн — машина весьма пыльная, на смазку налипает столько дряни, что буквально за смену его забивает, проворачивает, разрывает, даже может стать причиной пожара на поле. Деревянный — совсем другой расклад: 1-2 раза за смену на него механизатор капнул маслица и тот работает и работает, пыли не боится, смазку сам в себя впитывает, по мере надобности отдает, стоит дешево, хватает на 1 сезон. Далее: дейдвудные (гребные) валы судов до сих пор вешают в деревянные подшипники. Да что далеко ходить: На подводной лодке проекта 636 «Варшавянка», главный вал вращается по деревянным направляющим из бакаута (железное дерево). Срок службы таких опор — 20 лет, плюсом то что древесина способна гасить вибрации, что для данной «черно дыры» весьма важно.
А вы говорите «дерево»… Главное чтоб дерево в виде опилок не находилось между ушей!
В современности имеем: деревянную мебель (лучше дерьма из ДСП/МДФ, хотя то дерьмо тоже вроде как дерево), деревянные суда малых водоизмещений (лодки, яхты), деревянный домострой, а уж если дом из бетона/кирпича/самана, то лучшие полы — опять-же деревянные, деревянные рукояти инструментов, а то и инструменты из дерева (лопаточка для блинов на кухне, скалка и т.д. и т.п.). А баня? Лучшая баня — деревянная, веничек в ней опять-же не пластмассовый.
Так что, ув.автор поста, дерева в нашей жизни много, и будет много еще очень долго. А чтоб это прочувствовать, возьми брусочек/реечку из древесины добрых пород, острый ножичек/резачок, и насладись просто ощущением душевного умиротворения от работы по дереву. Можно просто бесцельно построгать не торопясь…
Вообще-то статья не о том, что дерево до сих пор в кое-каких нишах используется, а про то, что его вообще везде использовали.
А то получаются аргументы типа «в средневековье тоже были грамотные!» — ну да, были, порядка 0.4%, ага. Сильное влияние.
«Ruslan Semenov
16.01.2019 at 14:28 · Ответить
Деревья в старину не рубили, а валили (отсюда и слово лесоповал), верёвку забрасывали на вершину и тянули, корни и выворачивало»
Во как некоторых торкает от излишней образованности не там где надо…. А как валили лиственницы на постройки, которые по технологии положено валить в феврале на новолуние, чтоб этот листвяк потом на земле нижним венцом избы или сельской церкви мог пару-тройку веков пролежать и не сгнить? Даже если-б веревку на 25-30 метров высоты смогли закинуть и она смогла выдержать, то, боюсь, у всего села от мала до велика не хватило-бы пердячего пара чтоб вывернуть корни из промороженного грунта. Вот сломать промороженную лесину — да, теоретически смогли-бы. Про сосну/кедру или ель/пихту уже не говорю,сломают, береза/осина — не дерево, так сорная растительность на дрова и черенки. И ещё, самое главное, Уважаемый Знаток: господа и знать лесоповалом не занимались, купцы и ремесленники — тоже, лесоповалом занимался крестьянин. Занимался для чего? Своё подворье обустроить, дровишек заготовить, барин озадачит — барину в камин дровишек, или в город на отопление воз дров свезет на продажу. Когда он этим занимался? А вот это самое главное! Летом крестьянину некогда, знамо «день летом — год кормит». Весной, осенью — распутица, да и летом по лесу телегу даже с одним трехсаженным толщиной в поларшина сырым бревёшком лошадка крестьянская не утащит, она же просто лошадка, а не першерон или битюг. А трелевочных тракторов в каждом подворье у крестьян в старину не было, потому и таскали дрова и бревна из лесу зимой на полозьях по снегу.
«Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь»
Для кого эти строки писал знаменитый русский поэт? Что, не для тебя?
«neebimozgi.com
07.01.2019 at 08:20 · Ответить
Благодарю за видео, но и так было понятно, что всё делалось при помощи металлического инструмента.
Странно, что инструмент есть металлический, а гвоздя банального нет.»
«Элементарно, Ватсон»: в 15-17 веках на Руси, к примеру, своего металла добывали так мало, что не могли насытить даже наполовину внутренний рынок. Железо, медь и пр. металлы в подавляющем большинстве были привозными и дорогими. Так пуд местного низкокачественного железа стоил 60 копеек, а пуд золота около 3300 рублей. Вот из этого и считай: килограмм хренового железа для гвоздей стоил около 570 рублей по нынешним ценам. Так это только железо, из которого вручную надо ещё что-то отковать, соответственно и кузнецу что-то заплатить. А ещё учти что уровень жизни тогда был значительно (в разы) ниже, так что этот килограм гвоздей вышел бы тебе ни как половина дневного заработка манагера, а как минимум месячный заработок зимбабвийского козовода. Прикинуть во что тебе вылилась-бы покупка топора, косы, лопаты и ножа на кухню можешь сам.
еще дровопанка из раннего СССР
Крестовский Г.Л. (общ. ред.) Деревянные трубы. Дерево вместо металла
Многие бочарные трубопроводы работают в Америке уже 50 лет
Некоторые сверленые трубопроводы прекрасно служили по 150-200 лет и были вынуты из земли еще в хорошем состоянии
…
для снабжения водой силовой станции … был построен деревянный водопровод диаметром 1000 мм
обмотка оцинкованной проволокой
выше 14 атмосфер трубы не вырабатываются
Соединение указанное в пункте 4 допускается для давления не более 4 атм.
Наружное покрытие трубы и проволоки смесью битумозных вв
стр 84 деревянные запорные краны
…
Попков А.Я. Деревянные трубы
Имеются сведения о сооружении в Древней Греции деревянных водопроводов длиной до 17 км
Начиная с 1619 водоснабжение Лондона осуществлялось исключительно деревянными трубами
можно указать на систему водоснабжения Бостона, сооруженную в 1652
конусовидные соединения, иногда с дубовыми втулками
…
Boston, Massachusetts became home to the nation’s first waterworks in 1652. Distribution pipes at that time were made of wood, constructed from bored-out logs from the area’s plentiful hemlock and elm trees and attached together with pitch, tar, or iron hoops.
It was over a century before other New England cities began installing wooden distribution pipes. https://tataandhoward.com/tag/wooden-pipes/
Wooden pipes were problematic for many reasons including warping and sagging, insect infestation, rotting, taste issues, and splitting. As iron became increasingly available during the early 1800s, cities began installing iron pipes. The first iron pipes in New England were installed in Portland, Maine in 1812, followed by Montpelier, Vermont in 1820, and in both instances the pipes were lead. Many other cities followed suit throughout the 19th century, utilizing wrought iron, cast iron, and lead pipe
https://streetsofsalem.com/2015/11/08/wooden-water-pipes/
…
построенный в 1807 Пуловский водопровод, который состоит из деревянных сверленных труб, длиной 7.5 км
В 1923 г он был осмотрен и потребовал после более чем столетнего срока работы самого незначительного ремонта
…
наибольшее давление которое практикуется для этих труб в Америке составляет 12 атм
…
можно производить заливку свинцом/жирным раствором цемента прямо по дереву
ЛАЗ-699р Турист. Буратино. Древесина в автоистории СССР. https://www.youtube.com/watch?v=DoQK-MJtJu8
деревянные части Муравей-2м 1991 https://youtu.be/_XuqJ1_n25M?t=337
Табуретка трансформер из одного куска дерева https://www.youtube.com/watch?v=pt7CdjECjdc&feature=youtu.be
аффтар использует традиционные и современные инструсенты, но судя по всему можно обойтись и без современных.
самоходная игрушка вроде качающегося бычка https://www.youtube.com/watch?v=soylfjdkC4M
вообще такие игрушки интересная тема — есть заготовка статьи по ним, по истории вообще ничего найти не удается
арочный мост из дерева https://www.youtube.com/watch?v=PYkgEf3eWqA
в европе конструкция известна по крайней мере со времен Леонардо
Мост Траяна оказывается тоже использовал деревянне арки в 40 метров.
Японский деревяный арочный https://www.youtube.com/watch?v=DjuZrgEkVS0
Еще вспоминается арочный Кулибина http://www.iskusstvodereva.com/kulibinskiy-most-cherez-nevu/ интересно было бы почитать разумную критику.
> аффтар использует традиционные и современные инструсенты, но судя по всему можно обойтись и без современных.
Вот совсем непопаданческая хрень…Ну сверло ладно, но стамеска? Но пила с тонким полотном?
> Еще вспоминается арочный Кулибина
Как всегда с деревом — материал с большими возможностями и ещё большими проблемами. Даже если насушить достаточное количество дерева по корабельным стандартам — сколько оно простоит в том климате? Ну и до первого пожара, ессно.
Вообще же, «правильные» попаданческие технологии деревообработки — это раскол, сверление, токарная обработка (единственный вменяемый способ работы поперёк волокон и получения «правильной» геометрии), вываривание в соли, вываривание-гибка, обжиг, склеивание белковыми клеями (после сверления). Как лютый и трудоёмкий хайтех — шлифовка. Доступны хоть в каменном веке по инструменту, и берут от дерева максимум его прочностных свойств.
Соответственно, получение ровных плоскостей — всегда трудоёмко, поскольку только шлифовка. Пила — недостижимые мечты. Избегать, где только можно. Сколы, плетни — попаданческое фсё.
Выбор пазов (не говоря уж о фрезеровке) — требует как минимум качественной стамески, тоже мечты. Избегать.
Вообще же, самый главный инструмент — топор. Без него даже просто свалить дерево — та ещё задача. И сделать его без хоть какой-то металллообработки — …
Вот на изготовлении топора и следует сконцентрироваться попаданцу :).
// Ну сверло ладно, но стамеска? Но пила с тонким полотном?
Такая пила с веревочным натягом была известна еще античным грекам
https://en.wikipedia.org/wiki/Bow_saw#/media/File:Sega_a_telaio.jpg
изготовление сверла для реконструкции антикитерского механизма https://www.youtube.com/watch?v=OtWVA7_9Rik
Стамеска? По сравнению с пилой вообще не понимаю в чем там проблема.
> пила с веревочным натягом
Да не в держателе проблема, а в полотне. Которое требует весьма продвинутой металлообработки. Ресурс — отдельная тема.
И с появлением такого инструмента — я бы не на табуретки смотрел, а лесопилками революцию совершал 🙂
> Стамеска? По сравнению с пилой вообще не понимаю в чем там проблема.
А по сравнению с ядерныи реактором — так и вовсе :).
Опять-таки, стамеска продукт продвинутой металлообработки, где-то посредине между пилой и топором.
К моменту, когда эти инструменты стали доступны — куда их применить отлично знали, и чертёж табуретки, даже раскладной, откровением явно не стал бы :).
Я просто повторюсь что инструмент такой делался еще в античной Греции.
Ну, в античной Греции и паровая машина «делалась», но… 🙂
//металлообработки, где-то посредине между пилой и топором.//
Вы стамеску то в руках держали? Что в ней сложного? Брусок железа с наваренным или цементированным лезвием? Даже из бронзы нормальная стамеска выйдет, чаще точить только. Лучковая пила понятно, что посложнее будет, но тоже не предел античных возможностей.
А вы её попробуйте сделать… в какой-нить средневековой деревне. Или даже в античности — но не один штук, а массовое производство.
Там, где это возможно — табуретки не впечатлят.
А насчёт бронзы и «чаще точить»… Бронза, вообще-то, куда более качественный материал, чем железо — даже с цементацией. Вопрос в цене…
А при чем тут массовое производство? Где вы в средневековой деревне видели массовое производство чего то металлического?
Стамески, рубанки, ножи, топоры, буравчики+ это обычные инструменты известные с древнего мира. В них нет ничего удивительного, они широко распространены по всей Европе, во все времена, от Древнего Египта до Англии начала промышленной революции.
Вы как то странно рассматриваете попаданство, обязательно в каменный век? Человечество с деревом работает с древнейших времен и в эту область типичному попаданцу трудно внести что то новое, местные будут на голову его превосходить в плане непосредственно обработки, так что внедрить можно лишь неизвестные местным конструкции. Ну или серьезные технологии вроде клеенной фанеры из лущеного шпона.
Массовое производство — в смысле «делается в любой деревне», а не королевским ювелиром 1шт.
> Стамески, рубанки, ножи, топоры, буравчики+ это обычные инструменты известные с древнего мира.
Вот всё в кучу сложено, только пилы забыли :).
«В древнем мире», когда пристойный топор доступен только для элиты — что-то я сомневаюсь в распространённости стамесок и рубанков (не путаем аккуратную стамеску для деревообработки с зубилом).
Топор — первый приоритет в деревообработке и простейшее изготовление.
Нож — столь же прост, но менее приоритетен для деревообработки (но вот шкуры снимать…)
Буравчик — вообще можно с металлом не заморачиваться.
Стамеска и рубанок — это и сделать посложнее, и востребованность всяко ниже. Соответственно — и появляются позже.
> Человечество с деревом работает с древнейших времен и в эту область типичному попаданцу трудно внести что то новое, местные будут на голову его превосходить в плане непосредственно обработки, так что внедрить можно лишь неизвестные местным конструкции
Так и я об этом. Но на всех этапах истории — всё опиралось на инструментальную базу, и конструкции шли от неё. А обсуждаемая табуретка-трансформер, требующая тоненькой и живучей пилы — дитя инструментов уже промышленной революции или близко к тому (ну не будет её королевский ювелир выпиливать), так что попаданцу её конструкция — не слишком полезна, и когда её можно сделать — можно сделать тысячу более полезных вещей :).
> Ну или серьезные технологии вроде клеенной фанеры из лущеного шпона.
Ага, и планеры, планеры делать 🙂 Лущение шпона — изрядный хайтех, фанера IMHO появилась именно тогда, когда и могла, никакого попаданческого окна. Обходитесь для планеров тканью, бальсой и композитами, аналогичными применявшимся в лучном деле, взлетит и без фанеры :).
// Вот всё в кучу сложено, только пилы забыли
Пила несколько сложнее, ее тоже используют и даже изготавливают со времен фараонов но она требует бОльшего умения от мастера.
//Топор — первый приоритет в деревообработке и простейшее изготовление.
При этом в разы сложнее стамески 🙂
//Нож — столь же прост
и тоже сложнее стамески. По сути стамеска это тот же нож но не настолько плоский (проще отковать) и иначе заточенный.
При строительства «без единого гвоздя» стамеска и долото, так же как и буравчик- важнейшие инструменты наряду с топором. Так что распространенность этих инструментов- повсеместная.
Да и специальные разновидности стамесок, вроде ложкореза или Vобразных, радиусных и т.д. были распростронены, поскольку резьба по дереву появилась ОЧЕНЬ давно.
Вот рубанок, сложное деревянное изделие, но тоже не вчера изобретенное, а нож рубанка штука простая, в любой кузне его тебе сделают.
//требующая тоненькой и живучей пилы — дитя инструментов уже промышленной революции или близко к тому
Нет 🙂 пила такого типа была еще и в древние времена, в том же Древнем Риме встречается на картинках 🙂 В ней нет ничего секретного. Отковать полоску железа или бронзы могли всегда, заточить ее камушком-дело муторное но простое. Да, такие инструменты и не делались миллионами, но в городе и не было сотен мастеров, да и сами города были размером на единицы тысяч человек. пяток столяров с подмастерьями уже перекрывали основной спрос города. Ну а с задачей произвести десяток пил справится и один кузнец.
//Ага, и планеры, планеры делать
Можно конечно, чай не хайтек, а наукоемкое производство. Как я неоднократно указывал фанера там вовсе не обязательна. И даже без бальсы можно обойтись.
//Лущение шпона — изрядный хайтех
тангенциальное лущение с цилиндрической заготовки- да. А лущение с прямоугольной прямослойной заготовки при помощи рычага и плоского ножа — далеко не хайтек. так что фанеру с выклеенными слоями (т.е. в одном слое не огромный пласт шпона, а полоски по 5х20 см) делать можно хоть когда, собственно в Древнем Риме и делали.
> По сути стамеска это тот же нож но не настолько плоский (проще отковать) и иначе заточенный.
Нож (для шкуродёрства и прочей разделки) — это заточенная полоска любого хренового металла. Кривой, косой, постоянно затачиваемый на чём попало… На функционал не влияет :).
Стамеска (для краснодеревщика, т.е. для обсуждаемой табуретки)- требует относительно неплохого металла, минимум — с цементацией (иначе её ресурс никакой), и выдерживания геометрии лезвия — кривое жало даст кривой результат. Заточку желательно перецементацией сопровождать… 🙂
Но речь не о стамеске (её технология несильно от ножа и топора ушла, да и кривой можно пазы долбить… с соответствующими затратами либо результатом), а о пиле…
> //требующая тоненькой и живучей пилы — дитя инструментов уже промышленной революции или близко к тому
> Нет пила такого типа была еще и в древние времена, в том же Древнем Риме встречается на картинках В ней нет ничего секретного. Отковать полоску железа или бронзы могли всегда, заточить ее камушком-дело муторное но простое.
Ага, ага… зубья нарезать (чем?), развести и заточить… металл подобрать, чтобы его на сотни-тысячи резов хватало… (сколько их в той табуретке, десятки?)
И не забываем про толщину — полоска металла примерно миллиметровая, с выдерживанием как толщины так и геометрии рабочей поверхности по всей длине…
Зубья — регулярно не только точить (разведённые!) но и перенарезать периодически (зуборезный станок, э?… :))
> да и сами города были размером на единицы тысяч человек. пяток столяров с подмастерьями уже перекрывали основной спрос города
Ага, именно столяров. Работающих по схемам, соответствующим инструментальной базе. Разрубить, расколоть, просверлить, выдолбить грубый паз (это — хоть каменным долотом, в отличие от..), отшлифовать, связать, склеить… Токарка простенькая — тоже, хоть каменным резцом. Даже резьбу можно, но не тоненькие пропилы во множестве!
А краснодеревщик-ювелир на ту чудо-табуретку на пропилах — один или ни одного, и на тех инструментах он одну табуретку неделями делать будет, лишившись в процессе «золотой» пилы. А скорее — либо угробит пилу на десятом резе, либо просто такого чуда не найдёт — там не кузнец, я ювелир по средневековым меркам нужен.
В античности — ну найдёт, наверно, в большом полисе… по ювелирным, опять же, ценам… но ради чего?…
«На те же деньги» — можно большую грубую пилу соорудить, и лесопилку отгрохать :).
> лущение с прямоугольной прямослойной заготовки …
Так не растёт дерево прямоугольниками. А если нарезать его в бруски — то лущить плоским ножом будем не цельные слои, а фигню маловразумительную, с перерезанными волокнами либо переменной толщиной.
> по 5х20 см
Ну да, если взять метровое полено — то 5см нож кривизны особо не заметит… ну и нафига такой (5*20см) шпон, и фигурное штучное выклеивание?… «На те же деньги» почти — можно уже приличный композит по лучным техникам, с рогом и сухожилиями сделать. Или с металлом что-то.
Стамеска и из незакаленного металла очень хорошо режет. Даже из железного гвоздя получится отличная стамеска. Речь все-таки о древообработке.
Посмотрите исторические примеры — корабли древнего мира и античности. Все соединения — на внутренних шипах и нагелях, гнезда под которые делались долотом (в Египте медным) и буравом. И корабли производились в огромных количествах.
Даже пила не столь сложна — откуда эти ваши зуборезные станки? Зубья прекрасно нарезаются напильником — работы на один вечер. Или напильник это лютый хайтек?
И самое главное, зачем вы цепляетесь к этой табуретке? Ведь вроде никто не утверждает, что именно эта табуретка принесет огромный профит попаданцу. Речь о том, что у дерева, при правильном использовании, огромный потенциал как у материала, и оно может заменить во многих привычных нам областях металл и пластики.
У меня лично к предложенной табуретке лишь одно замечание — для подобной конструкции мало какое дерево подойдет, только что-то из тропического.
//Кривой, косой, постоянно затачиваемый на чём попало…//
Вообще, корреляции между уровнем технологии и уровнем прямизны рук нет. И при самом плохом железе нет никакой проблемы сделать что-то ровное и прямое. История показывает, что и делали, и не уникумы-ювелиры, а подмастерья.
//Заточку желательно перецементацией сопровождать…//
Стамески, равно как и тесла, и железки рубанков, затачивают с одной стороны, со стороны фаски. С другой стороны разве что разок по оселку провести заусенец снять. Поэтому цементации на 0.5 — 1 мм хватит, хоть до черенка стачивай. Да и затачивать интрумент приходится вовсе нечасто даже при интенсивной работе. Часто призодится править лезвие, и то, если только работа тонкая.
Стандартная instrumenta легионера — топор, лопата, ПИЛА, серп и веревка. Пила конечно была маленькая, но удаленькая https://www.pinterest.com.au/pin/437130707556248880/
История пилы — 80 страниц https://toolemera.com/bkpdf/Story%20of%20the%20Saw(2).pdf (копировать окончание .pdf в адресную) — судя по всему история пилы начинается еще с каменного века. Прости Дедал. Бронзовые пилы смотреть там же.
Разводить зубы начали римляне, ножовку массово использовать тоже они.
Средневековье
// five main types of medieval saws, open handsaws, two-handled saws, frame-saws, pit-saws and machine saws.
Россия
// In Russia, however, some blades of the 10th to 13th centuries have luckily survived.
> Или напильник это лютый хайтек?
Да, напильник — это лютый хайтек. Это совсем лютый хайтек, появившийся очень поздно, позднее приличной пилы.
Не надо делать ранние пилы напильником 🙂
> Поэтому цементации на 0.5 — 1 мм хватит, хоть до черенка стачивай.
Да, замечание о возможной перецементации снимаю.
> И самое главное, зачем вы цепляетесь к этой табуретке?
Вообще-то всё моё обсуждение в этой подветке — идёт именно об этой табуретке и потребным для ея инструментам 🙂 Как примере несоответствия потребного инструментария — плюшкам «потенциально попаданческой» технологии (этой самой табуретки, очень уж она требовательна к пиле при минимуме пользы). А с чем спорите вы — я не всегда понимаю 🙂
> Пила конечно была маленькая, но удаленькая
При всём уважении к технологиям Рима — это совсем не та пила. Это скорее нож с зазубринами, весч полезная легионеру, а не краснодеревщику. Тонкие глубокие пропилы ей не сделать никак.
> История пилы — 80 страниц
Интересный обзор, замечательно показывающий — какие именно пилы и когда появлялись. На мой взгляд — полностью подтверждающий мою позицию.
Было бы любопытно сравнить с аналогичным обзором топора :).
А вот интересно, были ли конструкции «обратного токарного станка», чтобы дерево валить, например — перемещающимся по периметру резцом? Каменным или железным, неважно. Цепляем деревянную раму с резцом, и крутим вокруг ствола… Может быть проще не только пилы, но и топора на определённых этапах развития…
Римляне уже различали напильники для металла и рашпили для дерева. Тут про насечку, например https://www.google.com/url?q=http://www.hawleytoolcollection.com/uploads/PDF/How%2520it%2520was%2520made%2520-%2520Files.pdf&sa=U&ved=2ahUKEwjihuiP7ujqAhU2AxAIHSZ2CdEQFjAAegQIABAB&usg=AOvVaw3UF37nJlZnM4AfxaytxWmw
Если напильник — лютый хайтек, то можно забыть о практически любых металлических изделиях кроме грубой ковки и литья. Тем более об огнестреле (ручном) до его реального появления
// напильник — это лютый хайтек. Это совсем лютый хайтек, появившийся очень поздно, позднее приличной пилы.
// The Bronze Age and the Iron Age had various kinds of files and rasps. Archaeologists have discovered rasps made from bronze in Egypt, dating back to the years 1200–1000 BC. Archaeologists have also discovered rasps made of iron used by the Assyrians, dating back to the 7th Century BC.
Я часто встречал рассуждения о хайтечности напильников, но никогда — подтверждения хайтечности.
// Не надо делать ранние пилы напильником
https://toolemera.com/bkpdf/hollysaw1864_82BK.pdf
Для 19 века — уже не хайтек, согласен 🙂
Для чего-то раннего… Не то, чтобы совсем хай-тек-хай-тек, но дико трудозатратная весч.
Технология-то то очевидная — стукни зубилом заготовку, повтори… несколько тысяч раз для современной плотности насечек.
Не забывая точить зубило (а для зубила из совсем хреновой стали — и разогревая заготовку), через каждые… ну допустим 10-20 ударов. Сотни разогревов, сотни (для тонкой насечки) правок зубила… окисление заготовки в процессе… Да, и насечки желательно не вкривь и вкось, а более-менее параллельно…
Потом цементация, закалка — и можно пользовать :).
Качественное зубило из инструментальной стали — процесс упростит на порядок или два разумеется. Ну а там и станочек для позиционирования несложно сделать, и т.д. 🙂
И, разумеется, можно сделать полсотни грубых насечек на одной заточке средней паршивости зубила, закалить и использовать. Но это будет уже совсем другой «напильник», и для других задач. 🙂
При этом, имея достаточное количество точильного камня — его осколками зубцы пилы вполне можно нарезать без всего вышеописанного. Правда, пилы не слишком тонкой и мелкозубчатой. Но для последней — и ранний напильники ни разу не помощник :).
Зачем придумывать какую-то заранее бредовую технологию и называть ее очевидной, если можно просто открыть ссылку и пролистать пару страниц?
Зачем постить ссылки, которые сам не читал? И называть описанную такой ссылке технологию бредовой?
Цитата: Until at least the mid-1800s all files were cut by hand using a hammer and chisel.
Да уж… где там насечка на горячую, с окалиной и постоянными нагревами? Где цементация после насечки?
Вручную насекали и в 1900, и вплоть до середины 20 века. Насечка со скоросью дятла — на напильник 10 -15 минут.
На Ютубе есть цикл видео, называется Антикитера. Там вполне наглядно и доступно показано, как мог делаться античный напильник. Никакой сложности нет — терпение и усидчивость. При должном навыке любой пряморукий подмастерье сможет изготовить пару-другую напильников за день.
Впрочем, надо ещё учитывать, что мелкая моторика рук не была сильной стороной граждан во времена оно вплоть до широкого распространения письменности. Так что, если попадан в ремесле не особо силён, то с заказом действительно придётся обращаться не к кузнецу, а к ювелиру. 🙂
//мелкая моторика//
Тоже дискуссионный вопрос. Для шитья, или для изготовления микролитовых орудий моторика не хуже, чем для письма нужна.
// Цитата: Until at least the mid-1800s all files were cut by hand using a hammer and chisel.
Руками. И че? Вот, любуйтесь https://youtu.be/SOw9WqMOHjA?t=390
// Зачем постить ссылки, которые сам не читал?
Я то читаю. И хотя бы пощу ссылки, а не имхи. Вы пилу из сыродутного железа делали? И я не делал. Если хотим с этим разобраться, надо смотреть источники, а имхи тут малополезны.
> Да уж… где там насечка на горячую, с окалиной и постоянными нагревами? Где цементация после насечки?
> Вручную насекали и в 1900, и вплоть до середины 20 века. Насечка со скоросью дятла — на напильник 10 -15 минут.
Я не зря написал, что зубило из инструментальной стали всё ускоряет на порядок-два. В ссылке даже на картинках видно, чем и как работают.
А зубило из херового железа, в лучшем случае кое-как зацементированное/закалённое — сделает нагрев и переточку актуальными, и ни о какой «скорости дятла» речи и близко не будет.
То же и с цементацией — зависит от материала. Напильник из сыродутного железо без неё — гм…
> Я то читаю. И хотя бы пощу ссылки, а не имхи.
Это я не Вам писал, но…
> Если хотим с этим разобраться, надо смотреть источники, а имхи тут малополезны.
И где предполагаете искать источники на аутентичном инструментарии? То, что Вы постите как источники — скорее дезинформация получается. Они «вроде как об этом», но на современном (автору) инструменте. Что сейчас, что в 19 веке, что даже в 17м — инструментарий принципиально иной, чем в средневековой деревне или даже античности.
Эти ссылки можно рассмотреть как гайд для попаданца с современным зубилом, не вопрос :).
Помнится, была книжица «оператор совковой лопаты», в самой книге бред, но сама концепция того, что вокруг любого тривиального инструмента из нашего времени в прошлом много чего накрутить можно — она правильная.
> называется Антикитера. Там вполне наглядно и доступно показано, как мог делаться античный напильник. … изготовить пару-другую напильников за день … на напильник 10 -15 минут
Навскидку не нагуглил, кидайте линк, но см. выше про зубило. Когда зубило и болванка из, фактически, одинакового материала — о «паре другой в день» или «10-15 минутах» речи и близко нет.
Даже если кто-то покажет изготовление «полного цикла», с добычей сырого железа и изготовлением зубила — всё равно изрядно места для лукавства останется, поскольку скорее всего он оттолкнётся от подходящей покупной руды. А не пойдёт на ближайшее болото :).
Да, можно ориентироваться на бронзовое зубило — но это уровень античного полиса уже.
https://youtu.be/SOw9WqMOHjA
Там на канале есть еще пара-тройка видео.
Вы бы хоть как то конкретизировали свое мнение.
А то непонятно что именно по вашему невозможно. Для вас и уровень античного полиса слишком велик, и средневековая деревенская кузня…
Что вы пытаетесь доказать? что попаданец -менеджер криворукий- в чистом поле без общества и инструментов не сможет сделать пилу и напильник? Разумеется не сможет, он круглосуточно будет искать еду и спасаться от хищников (очень недолго).
А в любом обществе, кроме неолитического, он метал на пилу найти сможет (ну или его спонсор которому он объяснит для чего) и изготовить (а вернее заказать у местного мастера) и пилу и напильник и стамеску 100% тоже сумеет. Что и подтверждают приведенные Вашем1 ссылки. Все эти инструменты успешно изготавливались последние три-четыре тысячелетия.
//Помнится, была книжица «оператор совковой лопаты», в самой книге бред,
нет там особого бреда, и лопата ему мало чем помогала. Собственно ею он сэкономил немного времени, все что делалось ею могло быть сделано и подручными средствами. Собственно весь прогресс у него пошел когда рядом появилось племя индейцев. А до того он сидел с глиняными изделиями и несколькими металлическими инструментами из гвоздей и железок из нашего мира.
//Я не зря написал, что зубило из инструментальной стали всё ускоряет на порядок-два.
т.е. вместо 15 минут 150? охренеть какая проблема, правда? ну сделает человек напильник не за 15 минут, а за три часа, и что? Напильник то все равно будет сделан? И пила заточена. Что тут принципиально невозможного?
//А зубило из херового железа, в лучшем случае кое-как зацементированное/закалённое
Будет отлично рубить незакаленную заготовку из такого же херового железа. без малейших проблем. И перетачивать через каждые пять минут не придется.
// Я не зря написал, что зубило из инструментальной стали всё ускоряет на порядок-два. В ссылке даже на картинках видно, чем и как работают.
Попробую прорезюмировать свою позицию.
Судя по наличию пил у простых легионеров, множественных изображений ножовок в античном Риме, употребления пиленых досок в обычных лондонских зданиях той эпохи и упоминаний пиленого дерева в Price Edict of Diocletianus я лично считаю что ножовки в РИ были относительно дешевы и распространены — дороже топора, но не вундерваффе.
В ножовке металл работает на разрыв, так что я не вижу принципиальных сложностей с утончением полотна. 99 процентов уверенности я бы не дал, но 80-85 есть.
Это относительно имховая позиция, но фактов позволяющих проблизится к истине я не вижу. Это могла быть действительно полноценная современная реконструкция с изготовлением пилы начиная с болотной руды, или замечания материаловеда по поводу музейных пил.
—
ссылки, самое интересное имхо две римские ножовки с относительно тонкими полотнами в Roman Woodworking Roger B. Ulrich:
римское здание в Лондоне из пиленых досок https://sci-hub.tw/10.1080/00665983.1995.11021428
тут на стр 201 http://www.fria.gr/woodtech/papers/2012_Kavvouras_Maragoudaki.pdf
упоминаются множественные реконструкции стамесок и одной пилы
// time needed for whetting the bronze ones [chisels] (3–4 min). [per 30 min]
Roman Woodworking Roger B. Ulrich — в сети все версии без картинок, епперный театр, и 40 баксов на амазоне
на гугл буксах нашлась с картинками
https://books.google.com.au/books?id=b3q2WGSiUzIC&printsec=frontcover&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false
страница 47 — два довольно тонких полотна и еще две страницы с пилами пропущены (
еще интересное:
wow wooden caliper — page 54
58 — пресс для оливок, зажимы
67 — соединения
68 соединение киля
фреска римлянина работающего со стамеской https://www.popularwoodworking.com/woodworking-blogs/the-first-recorded-workbench/
frame saw https://i2.wp.com/woodchuckcanuck.com/wp-content/uploads/2018/02/hand-saw-Roman-era-mosaic-depicting-sawyers.jpg?w=564&ssl=1
https://i2.wp.com/woodchuckcanuck.com/wp-content/uploads/2018/02/sawmill-fig4-1914-Japan-sawyer.jpg?w=449&ssl=1
In general, modern handsaws cut on the “push” – Japanese and some other Oriental saws are constructed to cut on the “pull.” A Japanese saw, similar in appearance to a butcher’s cleaver, with a long straight handle into which the shank or tang is driven and secured by wrapping with finely split cane.
интересно откуда разница с японской пилой — интуитивно странно почему все пилы работают не на тяг
реконструкция римской ножовки https://www.alamy.com/reconstructed-roman-bucksaw-from-the-temple-of-minerva-made-by-daegrad-tools-image244580219.html довольно широкое полотно
https://www.alamy.com/roman-votive-bucksaw-from-britannia-reconstruction-by-daegrad-tools-image337998487.html?pv=1&stamp=2&imageid=F1DF00A2-F808-4EAE-8CC4-8DB61B3D5381&p=823112&n=0&orientation=0&pn=1&searchtype=0&IsFromSearch=1&srch=foo%3dbar%26st%3d0%26pn%3d1%26ps%3d100%26sortby%3d2%26resultview%3dsortbyPopular%26npgs%3d0%26qt%3dbucksaw%26qt_raw%3dbucksaw%26lic%3d3%26mr%3d0%26pr%3d0%26ot%3d0%26creative%3d%26ag%3d0%26hc%3d0%26pc%3d%26blackwhite%3d%26cutout%3d%26tbar%3d1%26et%3d0x000000000000000000000%26vp%3d0%26loc%3d0%26imgt%3d0%26dtfr%3d%26dtto%3d%26size%3d0xFF%26archive%3d1%26groupid%3d%26pseudoid%3d%26a%3d%26cdid%3d%26cdsrt%3d%26name%3d%26qn%3d%26apalib%3d%26apalic%3d%26lightbox%3d%26gname%3d%26gtype%3d%26xstx%3d0%26simid%3d%26saveQry%3d%26editorial%3d1%26nu%3d%26t%3d%26edoptin%3d%26customgeoip%3d%26cap%3d1%26cbstore%3d1%26vd%3d0%26lb%3d%26fi%3d2%26edrf%3d%26ispremium%3d1%26flip%3d0%26pl%3d
https://www.daegradtools.com/woodworking-tools-9482cnproducts1curpage-3-1-c.asp
тут предлагают как бы репродукции на продажу но непонятно насколько аутентичные размеры
Studies in Digital Heritage, Vol. 1, No. 2, Publication date: December 2017 3D Reconstruction of Furniture Fragments from the Ancient Town of KaranisEIMAN ELGEWELY, University of Alexandria, Egypt
интересные изображения соединений
римский сундучок https://sci-hub.tw/10.1080/01400096.1978.9635652
микенская маятниковая пила для камня https://archaeologynewsnetwork.blogspot.com/2018/05/how-backyard-pendulum-saw-sliced-into.html
// The most common tools represented within the archaeological record includeadzes, augers, chisels, planes, axes, saws, and hammers WARSHIPS OF THE FIRST PUNIC WAR Polakowski
===
см Denticulate tool
По поводу японских пил — на ютубе полно роликов с ними, особенно хитрые шиповые соединения. https://m.youtube.com/watch?v=L_MiykC0V2g Большими пилами можно распускать бревна на доски в одиночку. Кстати, рубанок в Японии тоже не толкают, а тянут на себя
Пишут что пихать пилу удобнее https://www.wonkeedonkeetools.co.uk/handsaws/push-stroke-saws-vs-pull-stroke-saws
хм, странно, по опыту качалки у нетренированного человека спина и бицепсы развиты лучше груди и трицепсов. Но одними японскими pull saw не исчерпывается, видно что и в европейских инструментах применяется.
Еще у японских странность — прямая ручка. Ну явно же хуже хват.
При движении от себя проще использовать массу тела и инерцию, что особенно актуально при распиле бревен из твердого дерева — пилишь не рукой, а всем корпусом. В Японии в основном достаточно мягкие породы использовались. Насчет ручек — прямая она у пилы риоба, которая заточена с двух сторон (для продольного и поперечного реза), есть и изогнутые, и поперечные рукоятки для хвата двумя руками.
Где-то видел, что пилы с тягой на себя были также распространены в древности на территории Ближнего Востока
> я лично считаю что ножовки в РИ были относительно дешевы и распространены — дороже топора, но не вундерваффе
С такой формулировкой и я не спорю :). Вопрос в том — насколько, и какие именно.
«Зазаубренный нож» — так и вовсе от обычного не сильно отличался. Сложности — в получении тонкого полотна более-менее одинаковой толщины (самое толстое место должно быть уже развода зубьев в самом тонком, иначе зажмёт), ну и в трудозатратах на изготовление, разведение и заточку зубьев. И чем тоньше пила — тем всё это сложнее.
> Будет отлично рубить незакаленную заготовку из такого же херового железа. без малейших проблем. И перетачивать через каждые пять минут не придется.
А вот это желательно обосновывать. Может быть — я железо из болотной руды не добывал, не закалял и не цементировал. Но на уровне ИМХ — есть сомнения.
Вот бронзовое зубило — да, если есть доступ к такому.
> т.е. вместо 15 минут 150? охренеть какая проблема, правда? ну сделает человек напильник не за 15 минут, а за три часа, и что?
15 мин. говорите? А попробуйте, самым современным зубилом, пару тысяч насечек за 15 мин… И то, что кто-то где-то якобы видел мастера, всю жизнь в этом практиковавшегося, и якобы долбящего с периодом в полсекунды — мне ни о чём не говорит. У кузнеца, занимающегося топорами и подковами — такого умения нет :). То есть тут имеем порядок, плюс один-два (с переточкой — точно два) на хреновом инструменте. 400 часов, плюс операции до и после. Ну пусть не 400, но меньше чем на неделю для несерийного заказа «в кузне» я бы не рассчитывал.
Ну и по качеству тот напильник от современных ооочень далёк будет. Неровный и «одноразовый».
> Пишут что пихать пилу удобнее
На мой взгляд, зависит от вида работы. Если бревно пилить двуручной, и тянуть корпусом как в гребле — одно, если маленькая для столярки — где корпусом толкнуть и прижать можно — другое.
Ну и то, что толкать хорошо для рамных или очень толстых пил… а иначе, при попытке толкнуть — полотно играть будет.
//бронзовое зубило//
Откуда такие мысли? Металлорежущий инструмент из бронзы — полный бред. Я, конечно, видел холивары в статье про бронзовый век, но все равно не понимаю, откуда такая убежденность. Твердость бронз ниже незакаленной стали. Более менее твердые бронзы всегда хрупкие. И почему железо/сталь для инструментов обязательно херовые, а бронза отличного качества (очевидно, выплавленная из рафинированной бескислородной меди и чистых присадок в вакуумной печи)? Если на лемех плуга железо достаточно пару раз проковать, то для инструмента никто не запрещает 10-15, получая однородный металл. Знаменитая толедская сталь и японская тамахаганэ — это кричный металл.
По поводу насечки — думаю, за пару дней можно научится насекать со скоростью 1 удар в секунду. Там даже не нужно каждый раз выставлять положение зубила. Зубило просто скользит по смазанной маслом поверхности до последней риски. Сложней силу удара контролировать
// Твердость бронз ниже незакаленной стали.
The Knight and the Blast Furnace~A History of the Metallurgy of Armour
https://www.dropbox.com/s/de9b8askyans5i4/steel_bronze_hardness.png
> Твердость бронз ниже незакаленной стали.
Каких именно бронз и какой именно стали? Я ни разу не спец, но навскидку — фосфористая и бериллиевая (берилливая присадка — это конечно если повезло с геологией/торговлей).
> Более менее твердые бронзы всегда хрупкие.
Учитывая, что из бронз до сих пор делают те же зубила… не то, чтобы они были лучше современных сталей — но сравнимы.
> И почему железо/сталь для инструментов обязательно херовые, а бронза отличного качества
Например потому, что с бронзой работали на тысячелетия дольше — и знают о её обработке в раннем железном веке намного больше. А ещё потому, что её легировать проще — можно просто расплавить с присадками.
> толедская сталь и японская тамахаганэ
Являются оружейными а не инструментальными. Ну и это никак не ранние технологии.
Если уж брать раннее железоделание — то для инструментов смотреть надо на тигельную сталь.
В общем, резюмируя — для периода раннего железного века — бронзовый инструмент может превосходить железный по качеству (в зависимости от местных умений и материалов, разумеется).
Каких бронз? Да любых. Даже алюминиевых и бериллиевых. Возьмите 5 коп ссср (БрА10) и гвоздь. Если сейчас делают инструмент из БрБ2 или БрАЖН10-4-4, то только для использования во взрываопасных средах для простых операций типа вскрыть бочку или отколоть образец минерала. И потом как раз переточить. БрБ2 вообще доя получения нужных свойств требует и ковки, и закалки, которая посложней, чем для стали. Не говоря уже о бериллии — крайне редком металле с непростой металлургией.
Тоже непонятно, откуда представлении о бронзовом мече, который отлил и получил вундервафлю. После отливки, особенно в песок или глину, получается крупнозернистый металл, часто с ликвацией, который потом нужно подвергать многочисленным горячим и холодным проковкам, рискуя получить перенагартовку и трещины. Низкоуглеродистое железо, кстати, тоже после холодной проковки упрочнаяется.
//оружейной, а не инструментальной// вообще без комментариев.
// Naukratis: Tools and weapons (2017)
// both of them were pull-saws
Похоже pull-saws были куда более популярны в те времена. Скорее всего из-за меньшей требовательности к материалу.
Забавно, даже в начале 20го века частники могли делать собственные напильники
Modern Blacksmithing (1904) — J Holmstrom
HOW TO MAKE CHISELS
A chisel for hot cutting, see Figure 5, No. 4. This chisel is made of 1 1⁄4 square tool steel. Punch a hole 1 1/8 x 1⁄4 x 1⁄2 about three inches from the end, the eye should be narrow in order to leave material enough on the sides to give it strength. When eye is finished, forge down below it, not on the head-end, with top and bottom fullers, like cut. This gives the chisel a better shape. Now dress down the edge, then heat to a low cherry red, and harden, brighten it and when the color is brown cool off.
Хорошая книга по пилам D’ A. Jones P., Simons E.N. Story of the Saw на твирпикce.
Vashu, а не подскажете, можно ли где — то скачать эти замечательные книжки эдвина туниса?
https://archive.org/search.php?query=creator%3A%28Tunis%20Edwin%29
скачать там нельзя, только взять на время, возможно придется подождать очереди по некоторым книгам, если найдете торрент — можете похвастаться
В том то и проблема, что ничего не находится… а книжки интересные
В смысле не находится? На https://archive.org/ ссылка открылась? Хоть так можно.
Взамен бочек были распространены дуплянки — кусок осины с выгнившей сердцевиной требовал минимальной обработки, после чего вырезалась канавка под донце, которое вставлялось в распаренную дуплянку. Годились для сыпучих продуктов, от воды разбухали и теряли герметичность
Необходимость снизить водоизмещение «шнелльботов» вынудило германских конструкторов всерьез заняться экспериментами с судостроительными материалами. В результате было установлено, что древесина — оптимальный материал для быстроходных катеров водоизмещением до 100 т. В отличие от стального корпуса, повреждения деревянного при одинаковом воздействии имели гораздо меньшие размеры и легче устранялись. В то же время нагрузки, неизбежно возникающие в корпусе быстроходного катера водоизмещением более 50 т, требовали металлического набора. Эти обстоятельства и определили конструкцию корпуса.
Сборка катера на верфи Lurssen
Киль катера изготавливался из толстого дубового бруса с дополнительным усилением на участке с 10-го по 58-й шпангоут (в германском флоте их нумерация велась от кормы в нос). Продольные связи — также деревянные — выполнялись из так называемой орегонской сосны, но в районе фундаментов двигателей она заменялась дубом. Позже в конструкцию «шнелльботов» были введены продольные диагональные связи из легкого сплава. Расстояние от киля до верхней палубы составляло 2,9 м. На отсеки корпус делился семью переборками, попутно служившими для зашиты экипажа от пуль и осколков. Фундаменты дизелей делались из судостроительной стали марки St52.
Обшивка катеров была диагональной, двухслойной: внутренний слой — из 10-мм древесины белого кедра или лиственницы; внешний — толщиной 18 мм — из красного дерева.
цены на инструмент и гвозди 1777 https://toolemera.com/bkpdf/HoppusPrices1777OCR.pdf
инструмент 1940 https://toolemera.com/bkpdf/MarplesCat1938.pdf
обработка дерева волной, станок 1630 года https://toolemera.com/bkpdf/WAG_02_thornton.pdf
пила — станок с ручным приводом https://toolemera.com/bkpdf/foldingsawflyer1940.pdf
делаем инструмент плотника https://toolemera.com/bkpdf/haywardhowtobk.pdf
пила https://toolemera.com/bkpdf/hodgsonhandsaw1909bk.pdf
ручное изготовление пил https://toolemera.com/bkpdf/hollysaw1864_82BK.pdf
инструменты https://toolemera.com/bkpdf/morganfull1948BKlow.pdf
иллюстрации 18 века https://toolemera.com/bkpdf/roubonypl.pdf
соединения https://toolemera.com/bkpdf/woodworkjoints1917.pdf
Explore 896,001 items digitized from The New York Public Library’s collections https://digitalcollections.nypl.org/
Как всегда конкретно и по делу, не оставляя места для глупых споров и «мнений»
>>пила — станок с ручным приводом https://toolemera.com/bkpdf/foldingsawflyer1940.pdf
Был советский сильно упрощённый вариант такого станка в 20-х годах в СССР, «Пружинная ручная пила «Компис»»
Вот тут на видео с первой минуты 25 секунды показана такая пила в действии.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=85&v=jRoLCXOwq3A&feature=emb_logo
Vashu1, вы бы не могли найти книги про изготовление винтов и отверстий для них(без помощи плашки и метчика).
wiki
The earliest screws tended to be made of wood, and they were whittled by hand, with or without the help of turning on a lathe with hand-controlled turning tools (chisels, knives, gouges), as accurately as the whittler could manage. It is likely that sometimes the wood blanks that they started from were tree branches (or juvenile trunks) that had been shaped by a vine wrapped helically around them while they grew. (In fact, various Romance words for «screw» come from the word root referring to vines.[1]) Walking sticks twisted by vines show how suggestive such sticks are of a screw.
Early machine screws of metal, and early wood screws [screws made of metal for use in wood], were made by hand, with files used to cut the threads. One method for making fairly accurate threads was to score a rod using an inclined knife with a wrap half way around the rod, the knife being precisely angled for the proper pitch. This was one of the methods Maudslay used to make his early leadscrews
Witold Rybczynski — One Good Turn — A Natural History of the Screwdriver and the Screw есть на myanonam ouse.n et могу кинуть на мыло
// “the world’s first screw tap. It was a box containing a wooden lead screw, guided by several tylos. The tip of the lead screw was fitted with an iron cutter. With the box firmly attached to the piece of wood in which a hole had been drilled, the lead screw was turned, and the cutter descended into the hole. “And we turn it till it comes into the plank, and we keep on turning it up and down, and we serve the wedge with blows again and again, until we have cut out the female screw with the furrow we wanted,” instructed Hero. “And so we have made the female screw.”
…
// “We can be fairly sure how these screws and nuts were fabricated. In Mechanick Exercises, Moxon includes a section titled “The Making of Screws and Nuts,” a process that could not have changed much since the Middle Ages. He describes how, after the head and shank are hammered out of a forged blank, the “screw-pin,” that is, the thread, is cut with a die called a screw plate. The screw plate, made of tempered steel, has several threaded holes ”
// “of different diameters. The blank is placed in a vise, and the screw plate is forced down hard and turned to cut the threads. (The corresponding nut is threaded with a tap, a tapered screw fitted with a handle.) “Screw the Nut in the Vise directly flat, that the hole may stand upright, and put the Screw-tap upright in the hole; then if your Screw-tap have a handle, turn it by the handle hard round in the Hole, so will the Screw-tap work it self into the Hole, and make Grooves in it to fit the Threds [sic] of the Screw-pin.” “Kenneth D. Roberts, Some 19th Century English Woodworking Tools: Edge & Joiner Tools and Bit Braces (Fitzwilliam, N.H.: Ken Roberts Publishing Co., 1980).”
переносим на дерево
https://www.youtube.com/watch?v=mTnVDl6Y6u4
про винты но не совсем примитивные https://yadi.sk/i/s2bWXKcSCgHyAw
Резьбу сейчас в массовом производстве накатывают. Думаю первую резьбу тоже можно сделать накаткой.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/14/Screw_%28bolt%29_14-n.PNG/800px-Screw_%28bolt%29_14-n.PNG
деревянный шарикоподшипник со стеклянными шариками https://www.youtube.com/watch?v=2FO9gf0xvEg сделанный на токарном с подшипниками скольжения из дерева
Интересный и вполне «попаданческий» подход. Для мест с дефицитом металла и подходящего для подшипников скольжения дерева (атолл?) — так и вовсе.
Осталось расписать попаданческую технологию для получения качественных стеклянных шариков, желательно закалённых. 🙂
Закалить стекло не проблема. Другое дело что в условиях дефицита металла ни сделать стекло и хорошо обрабоать древесину не получиться.
Токарная обработка дерева и без металла вполне возможна на неплохом уровне.
Стекло сварить — сложнее, но в принципе не вижу непреодолимых препятствий.
Вот сделать хорошей формы шарики… с пальмы их лить вряд ли получится… 🙂
Хех. Я как раз Risou no Himo Seikatsu читаю — там стеклянные шарики одна из целей попаданца.
В форме их ровняют, а не льют https://youtu.be/W3nB6P92Bgk?t=111 имхо неточности изготовления формы тут размажутся. https://youtu.be/1cXy7gxUtbU?t=304 — ну а докатка в обычной шаровой мельнице с песком. По видео, кстати, видно какая удобная штука паяльная лампа.
Но основные методы изготовления
это скатывание со спиральной горки — видео не нашел — шарик в спуске сложной формы округляется сам — в Risou ручной способ пропускают и пытаются этот
или катание по двум винтам https://youtu.be/tsTXAWWlPJY?t=36
Вообще тема интересная, в иной период такие штуки https://youtu.be/tsTXAWWlPJY?t=254 как драгоценности пойдут.
Вручную сложно размер выдержать, для подшипника это критично. А горелка — не совсем паяльная лампа, а стеклодувная горелка. Кроме основного назначения их сейчас используют для лампворка — изготовления бусин из цветного стекла.
Я читал что подшипники для первых велосипедов делали в мелких мастерских. Того процесса я не нашел.
Позднее использовалось вот это
// In the mid-seventeenth century, an astonishingly simple manufacturing method was developed for producing marble balls. Stones with rounded-off edges were put between a top wooden plate and a bottom stone plate with concentric grooves. The wooden plate was turned by watermill. This milling process was able to produce consistent marble balls of out roundness less than 0.1 mm
// However, this milling process was not widely adopted for producing steel balls for rolling element bearings until some 200 years later when Friedrich Fischer developed a similar production method (1890).
// page 2932 Rolling Element Bearings, History https://sci-hub.tw/https://doi.org/10.1007/978-0-387-92897-5_331
— наверно шарики прогонялись много раз, если шарик чуть больше соседей то деревянная плита прижимает его сильнее
—
еще хороший источник History of Ball Bearings https://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/19810009866.pdf
бронзовые шаровые элементы на вращающейся платформе на корабле Калигулы
https://www.dropbox.com/s/hekcrbsovzwyens/Caligulas_ship_wooden_platform_bearing.png?dl=0
// machining marks left on the bronze balls after turning on a lathe were visible everywhere except narrow band
// third and most remarkable find consisted of a number of trunnion-mounted wooden rollers within wooden rings
бронза в тележных подшипниках — по меньшей мере 2000 лет назад
// The oak hubs on a four-wheeled cart found in Western Jutland, Denmark, in 1881 contained remarkable bronze collars, suggesting that the Celts had used bronze as bearing material some 2,000 years ago.
// There were 32 axial grooves in each collar, and wooden sticks or rollers were found in some of these grooves.
// In 1734, van Natrus documented an interesting application of a large bearing with free rolling elements in a Dutch sawmill. A large roller thrust bearing containing wooden rollers of 180 mm in diameter was used as the supporting bearing on the base of the mill.
// A large roller thrust ring containing wooden rollers having lengths and diameters of about 180 mm(7in.) is clearly shown above the base of the millin Figurei.II.Wailes(1957) has noted that smaller cast-iron rollers were used in English windmills at a later date.
// Early in the sixteenth century, cast-iron balls were manufactured and used as rolling elements for low friction support in maneuvering heavy gun carriages.
// Varlo (1772) … After a total journey of over ii00 km (700 miles) in 1772, he wrote about the bearings: They are not yet wore much above the sixteenth of an inch deep; and the balls are very little smaller, and keep globular.
// 1730 … The cast-iron rings were large, with inner and outer
diameters of 0.61 m (24 in.) and 0.86 m (34 in.), respectively.
They contained some 40 cast-iron balls 57 mm (2 i/4 in.) in
diameter, as shown in Figure 1.18
The diameter of the deep
grooves in which the balls ran was 70 mm (2 3/4 in.), giving a
ratio of groove to ball radius of 1.22
// bicycles
// the demand for
greater output inevitably caused turning to be superseded by
grinding
// In the smaller size ranges rough balls were’first
produced from steel wire or bar in automatic cold-heading
processes; larger balls were made by hot pressing. The thin flash
of metal that remained on the equator of the balls was then
removed by tumbling or rough grinding. Further grinding between
cast-iron discs and flat grinding wheels arranged such that the
axes of rotation of the balls were continuously varying, together
with long periods in rotary tumblers and a strict inspection
procedure, eventually yielded the precision steel balls required
by industry.
// By 1890, steel balls could be made to within m+25 m (0.001
in.) of a nominal size, and this limit was halved by 1892
Обзор от наса весьма интересный, но все же в большей части ранних конструкций это скорей катки или ролики. В той же вращающейся платформе опора идет на бронзовые цапфы.
В качестве линецного шарикоподшипника можно еще вспомнить известную историю с транспортировкой камня для медного всадника на ядрах в передвижных желобах.
А шарики можно не из стекла, а из камня делать — нефрита, жадеита, яшмы или неколкого кремня. Технология шлифовки между плитами и для неолита подойдет.
Только обоймы все же из чего то попрочнее нужны, в том же обзоре приведены рисунки Гука по трению качения.
// Как и в других своих механизмах, Кулибин много внимания уделил уменьшению трения: трущиеся части машины были установлены на подшипниках качения.
// Средний вал, на который передавалась работа всех четырех колес, был установлен на подшипниках качения.
Я бы всё же пошёл в роликовые подшипники — их на том же токарнике без металла можно с неплохой точностью делать.
// In the mid-seventeenth century, an astonishingly simple manufacturing method was developed for producing marble balls. Stones with rounded-off edges were put between a top wooden plate and a bottom stone plate with concentric grooves. The wooden plate was turned by watermill. This milling process was able to produce consistent marble balls of out roundness less than 0.1 mm
современный вариант
шлифовка каменных шариков https://youtu.be/O_51QHqDtOc?t=113
Вместо паяльной лампы можно попробовать ацетиленовую горелку (если попадан смог получить карбид) либо даже керогаз на основе пиролиза. Температуры вполне сопоставимые.
Возможно прессовка разогретой стеклянной массы?
Это все же больше демонстрационная модель. И дерево — фанера. В шарикоподшипнике твердость обойм и шариков должна быть все же одинаковой.
А подшипники скольжения из дерева показывают тут свою применимость.
римские прессы https://pursuit.unimelb.edu.au/articles/a-pressing-matter-ancient-roman-food-technology
Удивительно, но удельный модуль Юнга для древесины почти в точности равен удельному модулю стали и алюминия и намного больше, чем у синтетических смол. Такая жесткость вместе с малой плотностью делает дерево очень подходящим материалом для балок и колонн.
…
Вместе с этими достоинствами древесина, однако, обладает недостатком — она ползет. Это означает, что при достаточно длительной нагрузке материал постепенно деформируется. Следствие ползучести — вогнутые деревянные крыши старых домов и сараев. Из-за ползучести древесины нельзя оставлять надолго натянутыми деревянный лук или струны скрипки.
…
Сырую древесину гнуть немного легче, чем сухую; но больше всего облегчает гибку дерева нагрев. Так, прежде чем гнуть древесину для теннисных ракеток или шлюпочных шпангоутов, ее пропаривают. Часто считают, что пар делает с древесиной что-то особенное. Это неверно, просто пропаривание — всего лишь удобный путь нагрева древесины без ее высушивания, и механизм действия здесь в точности тот же, какой используют парикмахеры для завивки волос. Иногда древесину перед гибкой оборачивают влажными горячими тряпками. Эта операция помогает термической изоляции древесины, сохраняет ее тепло, предохраняет от слишком быстрого охлаждения. Древесина может без особого для себя вреда выдержать “влажный” нагрев примерно до 140°С, однако сухой нагрев, конечно, вызовет растрескивание вследствие усушки.
…
Можно услышать довольно много вздора, о так называемой выдержке древесины. Об этом любят толковать старые мастера и романтичные, но несведущие любители. Древесина, как мы уже знаем, состоит из закрытых трубок, которые в живом растении частично заполнены водой или, точнее, соком. В свежесрубленном дереве содержание воды может быть различным, оно может даже превышать по весу количество сухого вещества. Примерно 25% этой воды абсорбировано, притянуто гидроксильными группами к стенкам волокон, остальная жидкость содержится внутри клеток. Во время выдержки большая часть воды удаляется. Выдержка в основном представляет собой операцию сушки и ничего более. Просто содержание влаги в дереве приводится к условиям, примерно равновесным с условиями окружающей среды, в которых ему предстоит работать: если этого не сделать, то изделие всегда будет под угрозой коробления от усушки. Для использования под открытым небом приемлема влажность 20%, для неотапливаемых помещений — около 15%, а для помещений с паровым отоплением — примерно 8-10%.
…
чтобы не повредить древесину, ее нельзя сушить слишком быстро. Традиционный способ выдержки — на открытом воздухе или под навесом. При сушке таким путем для досок толщиной 20-50 мм требуется около года, а для крупных дубовых заготовок для судов — около семи лет. С примитивными методами и знаниями ничего другого и не придумаешь, В былые времена лучшие судоверфи и хорошие каретники держали залежи ценной древесины, уже выдержанной или находящейся в процессе выдержки — это было одной из причин высокой стоимости их изделий.
В последние годы было предпринято много технологических исследований по выдержке лесоматериалов, в результате разработан ряд способов ускоренной безопасной сушки для древесины всех сортов и размеров. Тщательный контроль скорости сушки в больших сушильных печах позволяет свести время процесса к дням и неделям. Другой путь, также сокращающий время сушки,- современная тенденция применять пиломатериал меньших сечений, используя надежные клеи. Древесина, которая подобающим образом сушилась в печах (печи эти довольно дороги и требуют квалифицированного обслуживания), нисколько не хуже “натурально” выдержанной. Более того, в процессе сушки для нее менее вероятно подхватить грибковую инфекцию.
…
Удельный вес вещества дерева около 1,45 г/cм3, однако свежесрубленное дерево в воде не тонет (за исключением очень тяжелых пород), потому что даже в невыдержанной древесине очень много воздуха. Но если оставить дерево в воде, то, пропитавшись водой, оно в конце концов затонет, хотя для этого и потребуется, как и в случае естественной сушки, довольно много времени.
Пропитка древесины реакционноспособными мономерами с их последующей полимерищацией может существенно улучшить ряд свойств — влагостойкость, устойчивость к гниению, твердость, модуль упругости.
Для попаданца самый доступный вариант — фуриловый спирт, который легко доступен практически в любом месте и в любую эпоху. Примеры: https://pubs.acs.org/doi/pdfplus/10.1021/acssuschemeng.7b03518?src=recsys
https://link.springer.com/article/10.1007/s00226-004-0248-2
То, что на нём полезные полимеры делать можно — не вопрос, но давайте тогда уж получение подробно расписывать, выбрав минимально-достаточную эпоху.
Здесь кратко http://popadancev.net.s3-website-us-east-1.amazonaws.com/bakelit/#comment-149357.html
Вообще у меня на эту тему есть статья написанная.
Минимально-достаточная эпоха — почти любая, где можно организовать производство серной кислоты (любой концентрации), щелочи и перегонных кубов.
Ограничение по кислоте — серьёзное. Логистика и геология нужны серьёзные, а для экономики — ещё и металлургия очень желательна (каковая при такой логистике и геологии напрашивается).
Разве что попаданец сел прямо на выход квасцов или колчедана… и распознал их )).
По органическому сырью… та смесюга, которая полетит при кислой перегонке опилок — она точно даст вменяемый выход и чистоту? Так-то звучит заманчиво — сначала выгоняем альдегид, а потом из той же чачи — фенол, подняв температуру. Ну и из угля кислоту регенерим промывкой.
Но что-то мне насчёт опилочной гемицеллюлозы с квасцами в каком-нить керамическом перегоннике сомнительно…
деревянный нагель для обшивки корабля https://www.youtube.com/watch?v=gX5VXk6GPwY
Еще один интересный, хоть и контринтуитивный способ улучшения свойств дерева — пропитка серой. Погружение дерева в расплавленную серу вызывает испарение влаги с одновременной пропиткой серой. Получается прочный (сопротивление на разрыв в 2 раза выше), влагостойкий и кислотоупорный материал, к тому же отличный диэлектрик. В 1815 г русский химик Власов построил сернокислотный завод с камерами из такого материала взамен свинцовых. В америке пропитывали сваи и шпалы.
Неплохой композит, при доступе к избыточной сере.
Но «сопротивление на разрыв в 2 раза» меня озадачило. Это вдоль волокон? За счёт чего?
Я думаю, сера реагирует с лигнином по типу вулканизации с образованием мостиков -(S)n-. Если это так, по и огнеопасность должна быть не очень высокой, и лигнин с серой млжно было бы использовать как клей для фанеры.
На разрыв вдоль — это должно бы влиять в последнюю очередь… Может, они поперёк мерили? 🙂
Можно ли повысить механические свойства дерева за счёт пропитывания раствором древесной золы или гидроксидом кальция?
Нельзя просто пропиткой.
Но можно если потом прессовать такое дерево. В принципе можно дерево по разному улучшать, но вот одна беда — дорого.
Такая пропитка однозначно ухудшит механические свойства, хоть с прессованием, хоть без. Щелочные вещества разрушают лигнин, который скрепляет волокна целлюлозы в дереве.
Я уже год с этой темой работаю. Как результат — из липы делается дереве по плотности 1,2 и твердости акации. Структура остается. Я бы фото приложил, но не умею.
Но Вы отчасти правы — одной щелочи не хватит. Но и с ней можно улучшить свойства, но не столь кардинально.
Но в целом повторюсь — самый лучший вариант, что можно привнести в древность — технология ускоренной сушки и термостабилизация.
Ну, колья на костре, вероятно, и в каменном веке обжигали… под навесами в штабелях тоже сушили…
А вот что попаданец интересного и неочевидного в этой области может привнести — хотелось бы почитать. Ну, кроме сушки в бетонных/керамических трубах с такой же тромпой 🙂
Я не думал, как можно эту технологию приспособить к древности. Но это ускоряет сушку, а значит и скорость производства дерева. Раньше не слышал о сушильных печах для дерева….
дерево в самолетостроении https://www.dropbox.com/s/2kz1c20va3bqjlm/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%92.%D0%A4.%20%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%20p81.png?dl=0
и в кораблестроении:
Вот как эти 35 000 тонн распределялись по весу тех основных материалов, из которых строится линейный корабль:
28 000 тонн стали
37 т олова
900 т меди
72 т каучука
460 т цинка
25 т хлопчатобумажной ткани
430 т алюминия
5 т тросов, снастей
360 т никеля
Остальные 5 000 тонн приходятся на 9 000 кубических метров древесины, которая после стали служит вторым по весу материалом для постройки корабля.
The Age of Wood Our Most Useful Material and the Construction of Civilization by Roland Ennos
деревянный корабельный насос https://www.dropbox.com/s/eehlam2cmogtaze/10.1111%3Aj.1095-9270.2005.00045.x%20Two%20wooden%20pumps%2C%20of%20presumed%20Roman%20date%2C%20have%20been%20found%20in%20Silchester%20and%20Colle%20Mentuccia%20%28Rome%29.png?dl=0
деревянные шестерни на счетчике оборотов пряжи https://en.wikipedia.org/wiki/File:Bergneustadt_-_Wallstra%C3%9Fe1Museum_in_14_ies.jpg